Андрей Джага
Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.
ПРЕМИУМ
31 марта 2014 | 11:07

Петр Порошенко: профиль кандидата в президенты Украины

Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины. Петр Порошенко может стать политиком, который сможет объединить расколотую страну.

Порошенко родился 26 сентября 1965 года в городе Болград Одесской области. В 1989 г. окончил факультет международных отношений и международного права Киевского университета имени Тараса Шевченко. Стал успешным бизнесменом, создав в 1990-е базис несколько предприятий в области АПК и машиностроения. В парламент Порошенко пошел в конце 1990-х, став депутатом в 1998 году. В Верховной Раде III созыва вошел во фракцию СДПУ (о), где также были Виктор Медведчук и Григорий Суркис. Через два года покинул СДПУ (о) и возглавил партию «Солидарность». В 2001 г. Порошенко успел принять участие в создании Партии Регионов, но потом быстро покинул ее, так как не хотел оставаться на вторых ролях. В 2002 г. Порошенко стал членом фракции «Наша Украина». 

Порошенко много вложил в победу Виктора Ющенко и “Оранжевой революции”. Он стал ее главным финансовым донором и активным участником. «Пятый канал» Петра Порошенко был в 2004 г. главным рупором Майдана и источником альтернативной информации для населения Украины. За свою поддержку Порошенко ждал от Ющенко должность премьер-министра. Но Ющенко обещал эту должность не только Порошенко, но и Юлии Тимошенко. В результате в 2005 г. Порошенко получил кресло главы Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), но проработал на этой должности только полгода. Его попытка в июне 2006 г. сесть в кресло спикера парламента была безуспешной. В 2007 г. был избран Председателем Наблюдательного совета Национального банка Украины. В 2009 г. Порошенко был назначен Министром иностранных дел Украины, а в 2012 г. Янукович назначил Порошенко Министром экономического развития и торговли Украины. 28 октября 2012 г. Петр Порошенко был избран народным депутатом Верховной Рады Украины.

Несмотря на то, что Порошенко не был среди рейтинговых лидеров оппозиции, он принимал активное участие в событиях в Киеве в декабре 2013 – феврале 2014 года. Во время первых столкновений между Беркутом и радикалами на Банковой 1 декабря, Порошенко покинул сцену Майдана и отправился на Банковую отговаривать протестующих от штурма. Такая активность и работа «на местах» сразу отличили его от лидеров оппозиционных фракций в Парламенте, так называемой «тройки» (Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Оляг Тягнибок). На протяжении событий Порошенко принимал активное участие в освобождении заключенных митингующих, чем заработал имидж решительного и деятельного политика. Не будучи в «тройке», он принимал активное участие в дипломатических контактах оппозиции с Западом, встречаясь с европейскими политиками в Киеве и Мюнхене. Также, Порошенко пытался играть активную роль в Крымском вопросе. Он был единственным украинским политиком, который поехал в Крым на переговоры с местными властями, хотя и безуспешно. Подобные действия на фоне разочарования в «тройке» дали Порошенко высокий рейтинг накануне старта президентской кампании.

Порошенко зарекомендовал себя как политик с про-европейскими взглядами. Будучи министром иностранных дел, Порошенко активно работал над проектом Соглашения об Ассоциации. В своих интервью Порошенко называет две главные проблемы для Украины – это экономика и безопасность. Он категорически против федерализации, видя в этом угрозу сепаратизма. Петр Порошенко считает, что интеграция в НАТО необходима для Украины, но это не первостепенный приоритет. Пока же нужно сфокусироваться на подписании международного договора, который бы гарантировал территориальную целостность Украины и в котором были бы заложены механизмы оказания помощи в случае агрессии.

С экономической точки зрения, Порошенко выступает за либеральные реформы, борьбу с коррупцией и невмешательство государства в дела экономики. Он поддерживает экономическое сближение с ЕС и европейскую перспективу. С точки зрения персональных бизнес интересов, Порошенко имеет активы, как на Западе, так и в России. Радикально портить экономические отношения с Москвой ему не выгодно. Также Порошенко понимает интересы других олигархических структур, которые могут быть серьезными оппонентами и даже подстрекать сепаратизм, если их интересы не будут учтены. В случае разрыва экономических отношений с Россией главным оппонентом будет Ринат Ахметов и донецкая элита, которая понесет большие убытки.

В сложившейся ситуации Петр Порошенко может стать тем политиком, который будет приемлем для главных олигархических структур и региональных элит. Последние опросы показывают, что у кандидата сравнительно высокий рейтинг по всей Украине. Порошенко абсолютный лидер в западных, северных и центральных областях. Лидирует он и на юге страны. В Днепропетровске и Запорожье за Порошенко готовы голосовать 17-18%. Единственный кандидат с похожей равномерной поддержкой - Виталий Кличко, но он заявил о поддержке Порошенко и снятии с выборов в его пользу.  

При ряде условий фигура Порошенко может стать символом единства народа и легитимным президентом всей страны, а не отдельного региона. Используя свой старый опыт, он может наладить отношения с региональными элитами. У Порошенко сохранились хорошие отношения со многими членами Партии регионов - он даже рассматривался Виктором Януковичем как возможный компромиссный премьер-министр. Порошенко пользуется поддержкой многих депутатов из партии Батькивщина, которые были против выдвижения Тимошенко на пост президента. Таким образом, Порошенко может объединить разные группы БЮТ и ПР. Порошенко заявляет о своей открытости к сотрудничеству и консолидации сил с другими властными группами. Имея авторитет, необходимые навыки и финансовые ресурсы Порошенко может стать дееспособным лидером, которому придется преодолевать политический раскол Украины.

Автор - магистр Института международных отношений (Киев, Украина).

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

27 ноября 2014 | 08:50

Инфраструктура НАТО в Грузии как проблема безопасности Южного Кавказа

Несмотря на то, что никто в серьез не рассматривает перспективу вступления республики в Альянс, возможность создания западных баз и военных объектов на суверенной территории – вполне реальна. А это существенно накаляет ситуацию в регионе и провоцирует рост военных расходов, равно обременительный для всех стран в период международных экономических сложностей.

27 июля 2017 | 13:33

Современное состояние российско-американских отношений

После принятия Палатой представителей США законопроекта о санкциях против России, Ирана и КНДР исчезли надежды на нормализацию российско-американских отношений, но ушла и неопределённость. В отношения с США вернулась требуемая ясность, позволяющая планировать на будущее. Это ключевое условие для организованной внешнеполитической деятельности.

3 мая 2014 | 08:00

Кризис новой восточной политики Германии

Германия стоит на пороге европейской гегемонии, но её неспособность направлять европейскую политику даже на отдельно взятом направлении - Восточном - говорит о многом. Прежде всего о том, что сама внешняя и оборонная политика ЕС непоследовательна и лишена стратегического видения.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова