Андрей Джага
Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.
ПРЕМИУМ
31 марта 2014 | 11:07

Петр Порошенко: профиль кандидата в президенты Украины

Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины. Петр Порошенко может стать политиком, который сможет объединить расколотую страну.

Порошенко родился 26 сентября 1965 года в городе Болград Одесской области. В 1989 г. окончил факультет международных отношений и международного права Киевского университета имени Тараса Шевченко. Стал успешным бизнесменом, создав в 1990-е базис несколько предприятий в области АПК и машиностроения. В парламент Порошенко пошел в конце 1990-х, став депутатом в 1998 году. В Верховной Раде III созыва вошел во фракцию СДПУ (о), где также были Виктор Медведчук и Григорий Суркис. Через два года покинул СДПУ (о) и возглавил партию «Солидарность». В 2001 г. Порошенко успел принять участие в создании Партии Регионов, но потом быстро покинул ее, так как не хотел оставаться на вторых ролях. В 2002 г. Порошенко стал членом фракции «Наша Украина». 

Порошенко много вложил в победу Виктора Ющенко и “Оранжевой революции”. Он стал ее главным финансовым донором и активным участником. «Пятый канал» Петра Порошенко был в 2004 г. главным рупором Майдана и источником альтернативной информации для населения Украины. За свою поддержку Порошенко ждал от Ющенко должность премьер-министра. Но Ющенко обещал эту должность не только Порошенко, но и Юлии Тимошенко. В результате в 2005 г. Порошенко получил кресло главы Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), но проработал на этой должности только полгода. Его попытка в июне 2006 г. сесть в кресло спикера парламента была безуспешной. В 2007 г. был избран Председателем Наблюдательного совета Национального банка Украины. В 2009 г. Порошенко был назначен Министром иностранных дел Украины, а в 2012 г. Янукович назначил Порошенко Министром экономического развития и торговли Украины. 28 октября 2012 г. Петр Порошенко был избран народным депутатом Верховной Рады Украины.

Несмотря на то, что Порошенко не был среди рейтинговых лидеров оппозиции, он принимал активное участие в событиях в Киеве в декабре 2013 – феврале 2014 года. Во время первых столкновений между Беркутом и радикалами на Банковой 1 декабря, Порошенко покинул сцену Майдана и отправился на Банковую отговаривать протестующих от штурма. Такая активность и работа «на местах» сразу отличили его от лидеров оппозиционных фракций в Парламенте, так называемой «тройки» (Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Оляг Тягнибок). На протяжении событий Порошенко принимал активное участие в освобождении заключенных митингующих, чем заработал имидж решительного и деятельного политика. Не будучи в «тройке», он принимал активное участие в дипломатических контактах оппозиции с Западом, встречаясь с европейскими политиками в Киеве и Мюнхене. Также, Порошенко пытался играть активную роль в Крымском вопросе. Он был единственным украинским политиком, который поехал в Крым на переговоры с местными властями, хотя и безуспешно. Подобные действия на фоне разочарования в «тройке» дали Порошенко высокий рейтинг накануне старта президентской кампании.

Порошенко зарекомендовал себя как политик с про-европейскими взглядами. Будучи министром иностранных дел, Порошенко активно работал над проектом Соглашения об Ассоциации. В своих интервью Порошенко называет две главные проблемы для Украины – это экономика и безопасность. Он категорически против федерализации, видя в этом угрозу сепаратизма. Петр Порошенко считает, что интеграция в НАТО необходима для Украины, но это не первостепенный приоритет. Пока же нужно сфокусироваться на подписании международного договора, который бы гарантировал территориальную целостность Украины и в котором были бы заложены механизмы оказания помощи в случае агрессии.

С экономической точки зрения, Порошенко выступает за либеральные реформы, борьбу с коррупцией и невмешательство государства в дела экономики. Он поддерживает экономическое сближение с ЕС и европейскую перспективу. С точки зрения персональных бизнес интересов, Порошенко имеет активы, как на Западе, так и в России. Радикально портить экономические отношения с Москвой ему не выгодно. Также Порошенко понимает интересы других олигархических структур, которые могут быть серьезными оппонентами и даже подстрекать сепаратизм, если их интересы не будут учтены. В случае разрыва экономических отношений с Россией главным оппонентом будет Ринат Ахметов и донецкая элита, которая понесет большие убытки.

В сложившейся ситуации Петр Порошенко может стать тем политиком, который будет приемлем для главных олигархических структур и региональных элит. Последние опросы показывают, что у кандидата сравнительно высокий рейтинг по всей Украине. Порошенко абсолютный лидер в западных, северных и центральных областях. Лидирует он и на юге страны. В Днепропетровске и Запорожье за Порошенко готовы голосовать 17-18%. Единственный кандидат с похожей равномерной поддержкой - Виталий Кличко, но он заявил о поддержке Порошенко и снятии с выборов в его пользу.  

При ряде условий фигура Порошенко может стать символом единства народа и легитимным президентом всей страны, а не отдельного региона. Используя свой старый опыт, он может наладить отношения с региональными элитами. У Порошенко сохранились хорошие отношения со многими членами Партии регионов - он даже рассматривался Виктором Януковичем как возможный компромиссный премьер-министр. Порошенко пользуется поддержкой многих депутатов из партии Батькивщина, которые были против выдвижения Тимошенко на пост президента. Таким образом, Порошенко может объединить разные группы БЮТ и ПР. Порошенко заявляет о своей открытости к сотрудничеству и консолидации сил с другими властными группами. Имея авторитет, необходимые навыки и финансовые ресурсы Порошенко может стать дееспособным лидером, которому придется преодолевать политический раскол Украины.

Автор - магистр Института международных отношений (Киев, Украина).

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

21 марта 2016 | 23:00

Безопасность государств ОДКБ и ЕАЭС на фоне российско-турецкого кризиса

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев рассказал о своем видении причин вывода российских войск из Сирии, влиянии российско-турецкого кризиса на Южный Кавказ, перспективах ОДКБ и ЕАЭС, а также отношения России к сотрудничеству своих союзников Армении и Белоруссии с Европейским союзом.

18 мая 2018 | 18:18

Дайджест внешней политики США (11-17 мая)

Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.

26 декабря 2014 | 15:00

США не сдерживают Россию

Полагаю, что геополитическая доктрина Джорджа Фридмана так же упрощает международную реальность, как и идеи либерального американского мэйнстрима. Признание реальности существующего баланса сил, стремление к сохранению стабильности и опора на международное право — вот рецепт реалистической политики, который пока не дается США.

14 июля 2015 | 18:00

Сделка века: О чем договорились Иран и «шестерка» международных посредников

После нескольких переносов дедлайна, затягивавшихся до глубокой ночи обсуждений деталей сделки и многочисленных заявлений о том, что «пока все не согласовано — ничто не согласовано», стороны объявили, что пришли к компромиссу. В ближайшее время выработанное соглашение поступит на рассмотрение Совета Безопасности ООН, а затем его текст будет опубликован в СМИ.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова