30 октября в Вене прошел очередной раунд переговоров по выводу Сирии из состояния гражданской войны. Он оказался более репрезентативным и продуктивным, чем предыдущий.
В переговорах участвовали министры иностранных дел «четверки» (России, США, Саудовской Аравии и Турции) и их визави из Ирана, ОАЭ, Катара, Иордании, Германии, Франции, Египта, Италии, Великобритании, Ирака и Ливана. На встречу также прибыли спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Сама встреча продлилась почти семь часов, в ходе которых, по словам Сергея Лаврова, министры «честно говорили друг с другом о расхождениях» во взглядах на ситуацию, но «проявили готовность к компромиссам».
Собственно, эти компромиссы и были отражены в итоговом коммюнике. Так, стороны договорились поручить ООН дело проведения политического диалога в Сирии.
«Этот политический процесс должен привести к договоренности сторон о том, чтобы совместно создать инклюзивную структуру, которая позволит сообща решать вопросы жизнедеятельности страны, подготовить новую конституцию и провести всеобщие выборы», - пояснил Сергей Лавров.
Сами выборы тоже должны пройти под эгидой ООН, и в них примут участие не только оставшиеся в Сирии лица, но и покинувшие страну беженцы.
Однако проблема в том, что полноценные и легитимные выборы в стране можно проводить только после завершения гражданской войны. Их проведение зависит от нахождения компромисса между Башаром Асадом и оппозицией, а также последующего вытеснения ИГ из восточных районов Сирии. До завершения этого процесса еще очень далеко. В результате Венский процесс окажется перед дилеммой - либо проводить в стране фейковые выборы на части территории страны (что крайне маловероятно, поскольку участники Венской встречи заявили о приверженности «территориальной целостности» Сирии, отвергнув возможность ее раздела), либо согласиться на то, что Асад остается у власти до окончания гражданской войны. Да, Сергей Лавров признал, что «у нас нет согласия в отношении того, как решать судьбу Башара Асада», однако судя по тому, что стороны договорились «сохранить сирийские государственные институты», а также дать сирийскому народу самому определить свое будущее, президента трогать все-таки не будут.
Кроме того, участники переговоров договорились о введении в Сирии через какое-то время режима прекращения огня, которое не будет распространяться на так называемые «террористические группы». Список этих групп будет браться не только из реестра ООН, но и согласовываться в рамках Венского формата. Таким образом, получается еще одна интересная вилка, выход из которой зависит от степени конструктивности участников.
Если США и Россия будут заинтересованы в завершении сирийского кризиса, то они попросту могут вписать в список террористических все группировки, которые по личным причинам или же просьбе со стороны своих турецких и саудовских спонсоров не настроены на политический диалог.
Если же Запад захочет сорвать переговорный процесс, то наличие режима прекращения огня и узкого списка террористических групп сделает невозможным зачистку флангов сирийской армии от боевиков (если, конечно, американцам удастся протолкнуть идею о том, что режим прекращения огня должен вступить в силу до, а не после создания переходного правительства). Наилучшим способом избежать этой вилки станет отказ от перемирия как такового, либо его максимальная задержка.
Однако за время переговоров возникли и новые вопросы, требующие решения. Так, определенные беспокойства вызывают разговоры о том, что США намерены проводить операции не только в воздухе, но и на земле. Сначала министр обороны намекает на такой вариант, а затем госсекретарь Джон Керри поясняет, что США «решили направить небольшой контингент на север Сирии, который будет координировать действия оппозиции». И проблема тут даже не в том, что, по словам Сергея Лаврова, американские действия будут нелегитимными - сама их операция в Сирии не соответствует международному праву. А в том, что даже несколько десятков американских спецназовцев (а именно о таком количестве идет речь) изменят ситуацию на театре боевых действий. Не напрямую конечно, а косвенно. Так, огромное значение будет иметь место их дислокации - где конкретно на севере они будут действовать. Если речь идет о контролируемых светской оппозицией территории, то присутствие там американских войск осложнит нанесение ударов российской авиацией (тем более Вашингтон отказался координировать действия этого отряда с российской стороной). Если же их разместят на курдской территории, то этот шаг может вызвать крайне резкую реакцию со стороны Анкары. Турция с огромным подозрением относится к любым сигналам о начале американо-курдского сотрудничества в Сирии, которое может привести к фактической легализации Сирийского Курдистана по примеру Иракского. И не исключено, что при крайне тесном сотрудничестве турецкие власти примут решение его завершить через интервенцию.
Новая встреча в Вене пройдет через две недели. Если к тому времени лидеры условной «светской оппозиции» проявят большую готовность к сотрудничеству с Дамаском, а Турция не введет войска в Сирию, то можно будет сказать, что стороны действительно проявили готовность к компромиссам.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
Режим антироссийских санкций становится долговременной константой международной жизни. Однако в экономических отношениях России со странами Запада постепенно складывается новая реальность. Несмотря на действие антироссийских санкций экономическое взаимодействие между сторонами расширяется, причём всё больше распространяясь на стратегические области.
Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.
Соединенные Штаты приходят к выводу о том, что иракская армия не способна в одиночку противостоять силам ИГИЛ, а победа над ними не возможна без подрыва позиций ИГИЛ в Сирии.
В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.