Геворг Мирзаян
Новая встреча в Вене пройдет через две недели. Если к тому времени лидеры условной «светской оппозиции» проявят большую готовность к сотрудничеству с Дамаском, а Турция не введет войска в Сирию, то можно будет сказать, что стороны действительно проявили готовность к компромиссам.
ПРЕМИУМ
2 ноября 2015 | 22:00

В Вене наметили сирийскую дорожную карту

30 октября в Вене прошел очередной раунд переговоров по выводу Сирии из состояния гражданской войны. Он оказался более репрезентативным и продуктивным, чем предыдущий.

В переговорах участвовали министры иностранных дел «четверки» (России, США, Саудовской Аравии и Турции) и их визави из Ирана, ОАЭ, Катара, Иордании, Германии, Франции, Египта, Италии, Великобритании, Ирака и Ливана. На встречу также прибыли спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Сама встреча продлилась почти семь часов, в ходе которых, по словам Сергея Лаврова, министры «честно говорили друг с другом о расхождениях» во взглядах на ситуацию, но «проявили готовность к компромиссам».

Собственно, эти компромиссы и были отражены в итоговом коммюнике. Так, стороны договорились поручить ООН дело проведения политического диалога в Сирии.

«Этот политический процесс должен привести к договоренности сторон о том, чтобы совместно создать инклюзивную структуру, которая позволит сообща решать вопросы жизнедеятельности страны, подготовить новую конституцию и провести всеобщие выборы», - пояснил Сергей Лавров.

Сами выборы тоже должны пройти под эгидой ООН, и в них примут участие не только оставшиеся в Сирии лица, но и покинувшие страну беженцы.

Однако проблема в том, что полноценные и легитимные выборы в стране можно проводить только после завершения гражданской войны. Их проведение зависит от нахождения компромисса между Башаром Асадом и оппозицией, а также последующего вытеснения ИГ из восточных районов Сирии. До завершения этого процесса еще очень далеко. В результате Венский процесс окажется перед дилеммой - либо проводить в стране фейковые выборы на части территории страны (что крайне маловероятно, поскольку участники Венской встречи заявили о приверженности «территориальной целостности» Сирии, отвергнув возможность ее раздела), либо согласиться на то, что Асад остается у власти до окончания гражданской войны. Да, Сергей Лавров признал, что «у нас нет согласия в отношении того, как решать судьбу Башара Асада», однако судя по тому, что стороны договорились «сохранить сирийские государственные институты», а также дать сирийскому народу самому определить свое будущее, президента трогать все-таки не будут.

Кроме того, участники переговоров договорились о введении в Сирии через какое-то время режима прекращения огня, которое не будет распространяться на так называемые «террористические группы». Список этих групп будет браться не только из реестра ООН, но и согласовываться в рамках Венского формата. Таким образом, получается еще одна интересная вилка, выход из которой зависит от степени конструктивности участников.

Если США и Россия будут заинтересованы в завершении сирийского кризиса, то они попросту могут вписать в список террористических все группировки, которые по личным причинам или же просьбе со стороны своих турецких и саудовских спонсоров не настроены на политический диалог.

Если же Запад захочет сорвать переговорный процесс, то наличие режима прекращения огня и узкого списка террористических групп сделает невозможным зачистку флангов сирийской армии от боевиков (если, конечно, американцам удастся протолкнуть идею о том, что режим прекращения огня должен вступить в силу до, а не после создания переходного правительства). Наилучшим способом избежать этой вилки станет отказ от перемирия как такового, либо его максимальная задержка.

Однако за время переговоров возникли и новые вопросы, требующие решения. Так, определенные беспокойства вызывают разговоры о том, что США намерены проводить операции не только в воздухе, но и на земле. Сначала министр обороны намекает на такой вариант, а затем госсекретарь Джон Керри поясняет, что США «решили направить небольшой контингент на север Сирии, который будет координировать действия оппозиции». И проблема тут даже не в том, что, по словам Сергея Лаврова, американские действия будут нелегитимными - сама их операция в Сирии не соответствует международному праву. А в том, что даже несколько десятков американских спецназовцев (а именно о таком количестве идет речь) изменят ситуацию на театре боевых действий. Не напрямую конечно, а косвенно. Так, огромное значение будет иметь место их дислокации - где конкретно на севере они будут действовать. Если речь идет о контролируемых светской оппозицией территории, то присутствие там американских войск осложнит нанесение ударов российской авиацией (тем более Вашингтон отказался координировать действия этого отряда с российской стороной). Если же их разместят на курдской территории, то этот шаг может вызвать крайне резкую реакцию со стороны Анкары. Турция с огромным подозрением относится к любым сигналам о начале американо-курдского сотрудничества в Сирии, которое может привести к фактической легализации Сирийского Курдистана по примеру Иракского. И не исключено, что при крайне тесном сотрудничестве турецкие власти примут решение его завершить через интервенцию.

Новая встреча в Вене пройдет через две недели. Если к тому времени лидеры условной «светской оппозиции» проявят большую готовность к сотрудничеству с Дамаском, а Турция не введет войска в Сирию, то можно будет сказать, что стороны действительно проявили готовность к компромиссам.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 апреля 2018 | 09:16

Тереза Мэй и Джеймс Бонд: от Солсбери до Сирии

За последний месяц правительству Терезы Мэй удалось создать нарратив, возвращающий нас к  Яну Флемингу, который внес значительный вклад в психологическое измерение Холодной войны. Освещение СМИ «дела Скрипалей», химическая атака в Сирии и ракетные удары по войскам Асада в ответ на неё – всё это создает видимость значимости Великобритании на международной арене, тогда как продолжающийся развод с ЕС говорит об обратном.

9 апреля 2015 | 19:05

Москва не торопится разыгрывать греческую карту

В Россию с государственным визитом прибыл греческий премьер Алексис Ципрас. Этот визит заставил нервничать Европу и рассматривался в Брюсселе не иначе как "политический спектакль". Однако переговоры закончились общими декларациям - по некоторым причинам Россия пока не стала использовать греческую фронду для давления на ЕС.

3 июня 2015 | 09:00

Курилы: взгляд с прищуром

Курильский вопрос — тема острая и для японцев, и для русских. Территориальные уступки США, Норвегии и Китаю, совершенные Россией в последние десятилетия, прошли практически незаметно для общества. С Курильскими островами все иначе. Сами японцы своими постоянными требованиями сделали очень много для того, чтобы в России острова воспринимали не как несколько клочков земли в Тихом океане, а как вопрос принципа, как военный трофей, отдать который было бы бесчестьем.

17 мая 2016 | 21:00

Значимость дагестанского фактора в российско-азербайджанских отношениях

Сегодня у дагестанского и азербайджанского руководства, как и в целом у российской элиты есть общие проблемы, которые требуют активного участия. Все они требуют эффективной кооперации. Думается, что успешное взаимодействие по этим вопросам объективно помогает в решении и спорных проблем, поскольку приучает решать проблемы в прагматичном русле, без ненужной аффектации. Похоже, что реальной альтернативы такому прагматичному подходу на российско-азербайджанском пограничье не существует.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова