В начале июня 2014 года завершился длившийся без малого семь лет процесс объединения двух крупнейших палестинских политических движений. Правительство национального единства, о формировании которого Фатх и Хамас договорились в апреле, было приведено к присяге главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом.
Фактически формирование единого правительства открыло возможность для скорого проведения президентских и парламентских выборов. Аббас уже заявил, что выборы должны состояться не позднее, чем через полтора года. При этом основным итогом формирования правительства можно считать окончательную победу ПНА и ее лидера над политическими оппонентами из Хамас.
Популярность Хамас среди палестинцев начала падать три года назад. Больнее всего по Халеду Машаалю и его сторонникам ударили проблемы двух крупнейших спонсоров движения. Гражданская война в Сирии и сложное положение режима Асада заставили самого Машааля переехать в Доху в феврале 2012 года. С тех пор главным спонсором Хамас стал Катар. Руководство эмирата поддерживало идею палестинского единства, однако делало ставку именно на Хамас. Машааль в Дохе жил в роскоши, был желанным и едва ли не важнейшим гостем на основных государственных и региональных мероприятиях, проводившихся в Катаре. Другой лидер Движения сопротивления – Исмаил Хания также с большим радушием принимался эмиром Хамадом и его окружением; Хании была оказана честь прочитать пятничную проповедь в крупнейшей мечети Дохи. При этом М. Аббасу давали понять, что его время подходит к концу и его роль сводится к передаче всей полноты власти и ответственности за палестинский народ представителям движения Хамас.
За два года Хамас попала в серьезную зависимость не только от катарских денег, но и политической поддержки Катара. Внутриполитические и внешнеполитические проблемы Дохт в 2013-2014 годах привели к снижению региональной активности эмирата и поставили Хамас в затруднительное положение. На фоне ухудшения экономической ситуации в Газе это привело к резкому падению популярности Хамас. Этим поспешил воспользоваться Махмуд Аббас.
Активное содействие формированию правительства единства в сочетании с ооновскими инициативами лидера ПНА, его тесными контактами с госсекретарем США Джоном Керри и представителями ЕС помогли Аббасу вернуть утраченную популярность и поспособствовали его укреплению в роли главного и едва ли не единственного представителя палестинского народа.
В коалиционное правительство вошли всего три представителя Хамас. При этом очевидно, что кабинет будет работать в связке с руководством ПНА и лично Аббасом. Таким образом, у лидера ПНА есть время, чтобы подготовиться к следующим президентским выборам. Причем Аббас может выставить как свою кандидатуру, так и выбрать себе преемника. Основной задачей для него на данном этапе является получение политической легитимности себе, ведь его президентский срок давно истек, а на последних парламентских выборах в 2006 г. победили представители Хамас.
На Западе неоднозначно оценивают события, происходящие в палестинском лагере. В Евросоюзе, где ведущую роль продолжают играть силы, ориентирующиеся на иммигрантский электорат и его антисемитские настроения, традиционно поддерживает начинания Махмуда Аббаса. Так, в итоговом документе от 12 мая 2014 г. участники заседания Совета по международным делам отметили, что формирование правительства единства станет позитивным шагом для мирного процесса и что ЕС будет работать в тесном контакте с новым правительством. При этом было подчеркнуто, что Махмуд Аббас как глава ПНА полностью отвечает за переговорный процесс БВУ и имеет право выступать от лица всего палестинского народа.
Несмотря на естественное в этой ситуации давление Израиля и израильского лобби, осудивших формирование правительства с участием Хамас, официальный Вашингтон поспешил заявить, что американцы готовы к сотрудничеству с новым правительством. При этом Джон Керри в разговоре с Аббасом все же отметил обеспокоенность ролью Хамас в новом правительстве.
В ближайшей перспективе правительство национального единства не сможет повлиять на перспективы мирного процесса. Израиль объявил о том, что не признает правительство, где ряд министров представляет Хамас, и не признает выборы, в которых Хамас примет участие. Важно то, что палестинская сторона теперь может выступать единым фронтом и при продуманной позиции может рассчитывать на поддержку ЕС и США.
В результате, действительно важным итогом формирования нового правительства является укрепление влияния Махмуда Аббаса. Лидер ПНА утвердился в роли представителя палестинского народа и был признан международным сообществом, несмотря на трудности, с которыми он сталкивался в последние годы. В ближайшее время при сохранении нынешнего статус-кво любой заинтересованной стороне придется договариваться непосредственно с Аббасом, которому удалось одолеть политических оппонентов и создать для себя и своих сторонников благоприятные условия подготовки к грядущим президентским и парламентским выборам.
Встреча Меркель и Трампа не привела к значительным прорывам в американо-немецких отношениях. Во время визита госсекретаря в АТР основное внимание было уделено политике в отношении КНДР. Министерская встреча коалиции по борьбе с ИГ лишь очертила контуры новой стратегии борьбы с террористами.
Заключительное коммюнике саммита G7 стало компромиссом между новым руководством США и ведущими экономиками мира. Дебаты между группами влияния относительно Парижского соглашения увенчались победой Стива Бэннона, автора идеи «Америка первая». Визит вьетнамского премьер-министра в Вашингтон продемонстрировал намерение текущего руководства США продолжать курс на укрепление отношений через развитие двустороннего диалога.
Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.
Среди возможных преемников Брахими называют бывшего премьер-министра Австралии Кевина Радда, британского дипломата Майкла Вильямса и бывшего генсека НАТО Хавьера Солану – фигуры авторитетные, однако далекие от ближневосточных проблем и не имеющие достаточного веса в регионе.