Андрей Сушенцов
Режим антироссийских санкций становится долговременной константой международной жизни. Однако в экономических отношениях России со странами Запада постепенно складывается новая реальность. Несмотря на действие антироссийских санкций экономическое взаимодействие между сторонами расширяется, причём всё больше распространяясь на стратегические области.
ПРЕМИУМ
6 апреля 2017 | 17:30

Антироссийские санкции и новая экономическая реальность

На прошедшей в марте неделе российского бизнеса в Москве руководители зарубежных компаний шутили, нужно ли отменять антироссийские санкции? Да, приходится придумывать схемы финансирования проектов и получать дополнительные согласования на инвестиции. Однако работающие в России западные компании адаптировались к этим условиям, а для новых игроков санкции служат барьером для входа. Так что нет худа без добра.

По сути, отношения сейчас проходят краш-тест, в результате которого органически возникает ответ на вопрос – не как сделать экономические отношения лучше, а зачем? В осадке остаются только наиболее жизнеспособные и востребованные проекты. Многие из них ориентированы на стратегическую перспективу и устойчивы к политическим рискам.

Локомотивом сотрудничества и тестовой площадкой взаимодействия в новых условиях остаётся энергетика – как атомная, так и традиционная. В этой сфере Россия зарекомендовала себя как стабильный и незаменимый партнёр. Её собственные ресурсы и компетенции сохраняют за российскими компаниями ведущие позиции в отрасли, а активная военно-политическая линия Москвы на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке открывает для российского бизнеса новые рынки и создаёт почву для сотрудничества с западными компаниями. 

Россия укрепила свою репутацию как глобального игрока, заинтересованного в международной стабильности. В конфликтах в Сирии, Ливии, на Украине и в Нагорном Карабахе Москва ведёт себя как дееспособный участник и предлагает наиболее устойчивые и долгосрочные решения для урегулирования. В отношениях с ведущими поднимающимися державами – Турцией, Китаем, Индией, Египтом, Ираном, Вьетнамом, Катаром – Россия выдвигает приоритеты предсказуемости и взаимной выгоды. Несмотря последствия острого кризиса в двусторонних отношениях, продолжается создание российскими специалистами атомной отрасли в Турции и строительство «Росатомом» первой в стране АЭС. «Роснефть» вышла на газовый рынок Египта, заключив соглашение на поставку 10 танкеров сжиженного природного газа. Катарский суверенный фонд принял участие в приватизации этой крупнейшей российской нефтяной компании. Особняком стоит случай Украины, которая вынуждает свои компании искать обходных путей для продолжения сотрудничества с российскими предприятиями. Так, украинский производитель вертолётных двигателей «Мотор-Сич» вынужден поставлять двигатели в КНР, где на совместном производстве собирается российско-китайский вертолёт. 

Активность российской дипломатии и отечественных кампаний на развивающиеся рынках становится платформой для сотрудничества со странами Запада. Недавно правительство Египта согласовало покупку «Роснефтью» у итальянской Eni пакета в крупнейшем в регионе газовом месторождении Зор (Zohr), в ближайшее время будет закрыта сделка по приобретению той же «Роснефтью» второго по мощности нефтеперерабатывающего завода Индии. Крупнейшие российские нефтетрейдеры имеют «европейскую прописку», укрепляя ткань взаимосвязанности российских и международных финансов. Российско-японское сближение закономерно ставит вопрос о создании газотранспортной инфраструктуры между Сахалином и японскими островами. Даже в российско-американских отношениях впервые за долгое время открывается возможность наконец создать экономический фундамент отношений путём совместной разработки месторождений на арктическом шельфе России. Соглашение на этот счёт было заключено «Роснефтью и «ЭксонМобил» до украинского кризиса и две компании ожидают, когда политика перестанет довлеть над этим взаимовыгодным проектом. 

Особенностью обсуждения вопроса об антироссийских санкциях становится постепенное прекращение его увязывания с украинским кризисом. Это вызвано уходом украинского сюжета на периферию международной повестки дня и молчаливым признанием Западом того факта, что именно Киев затягивает реализацию Минских соглашений. Постепенно это создаёт условия для формирования трансатлантического консенсуса о необходимости отмены санкций.

Однако говорить об этом пока преждевременно. Процесс отмены санкций не будет скоротечным – для этого есть ряд объективных политических и процедурных препятствий. Последнее свидетельство тому – отрицательное решение Суда ЕС в Люксембурге по обжалованию санкций российской «Роснефтью». Решение, очевидно, политизированное, не учитывающее известных иранских прецедентов и нарушающее общеевропейские нормы права.

Кроме того, введённые конгрессом США санкции продолжат своё действие – для их отмены законодателями должны сложиться исключительные условия. Не исключено, что режим санкций станет инструментом внеэкономической конкуренции – например, развивая сотрудничество с Москвой в Арктике США могут продолжать блокировать сотрудничество России с ЕС или Японией.

Препятствия в экономических отношениях России и Запада остаются значительными. Однако серьёзный взаимный интерес, константы географической близости и комплиментарности экономических возможностей делают сотрудничество необходимым. Река создаёт новые русла, если на пути возникает препятствие. Через десятилетие станет ясно, что санкции были большой потерей – времени и возможностей.

Впервые опубликовано на ru.valdaiclub.com

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

15 ноября 2014 | 20:36

Конституционный суд ограничил внешнеполитические перспективы Молдовы

Фракция Коммунистической партии в молдавском парламенте направила в Конституционный суд страны запрос о конституционности заключения Соглашения об ассоциации с ЕС. Опубликованные недавно выводы и решение суда имеют не только правовые, но внешнеполитические последствия. В документах, которые по действующему законодательству нельзя оспорить, содержится прямое указание на вектор внешнеполитической ориентации.

13 февраля 2015 | 13:09

Реформа Минского процесса не слишком ускорит урегулирование

Минский процесс реформирован, его институциональная основа стала сложнее. Но у сторон конфликта по-прежнему много возможностей и причин для того, чтобы уклоняться от соблюдения обязательств. Не соблюдать договоренности в ожидании, что конфликт разрешится на более благоприятных условиях, - такова тактика Киева, Луганска и Донецка.

1 ноября 2014 | 16:31

Технологическое сотрудничество России со странами Запада в условиях санкций

Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.

24 ноября 2014 | 08:02

Почему не исполняются Минские соглашения между Украиной и Донбассом

Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования  разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова