Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией.
ПРЕМИУМ
11 августа 2014 | 18:07

Россияне и украинцы в руководстве ЛНР и ДНР

Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией. Поэтому в руководстве Новороссии растет доля иностранных (прежде всего, российских) граждан, обеспечивающих деятельность «народных республик» на наиболее сложных направлениях. Однако, такое перераспределение отвественности может привести к разногласиям отдельных групп интересов в органах власти Новороссии, которые негативно скажутся на положении двух квазигосударств.   

К высшему руководству ДНР и ЛНР следует отнести глав и заместителей председателей исполнительных и законодателельных органов власти, а также ключевых министров («силовиков» и занимающихся социально-экономическими вопросами). Кроме того, важную роль в принятии решений сохраняют активисты протестных движений, которые стояли у истоков создания республик Новороссии (например, публицист Мирослав Руденко), а с учетом продолжающихся боевых действий – еще и командиры крупных подразделений. По указанным критериям, к высшему руководству ДНР и ЛНР относятся 39 человек, в том числе председатель парламента Союза народных республик Олег Царев, отчасти обеспечивающий координацию действий двух квазигосударств.

Помимо самостоятельных фигур, среди лидеров ДНР можно выделить несколько групп: «идейные новороссийцы», «приднестровские» и «проахметовское лобби». Идеологический тон в республике задает первая группа, состоящяя из лиц, которые начинали борьбу против украинских властей (Павел Губарев, Алексей Пургин). Для них Новороссия – это самобытная часть «русского мира», незаслуженно унижавшаяся Украиной. На более компромиссных позициях стоят деятели, прежде связанные с предприятиями и проектами олигарха Рената Ахметова. В эту группу входят мелкие предприниматели, бывшие члены Партии Регионов и работники органов правопорядка (Роман Лягин, Александр Захарченко), для которых нахождение в составе Украины при определенных политических переменах представлялось наиболее желательным.  

В апреле-мае 2014 г. эта группа поддерживала регулярные контакты с Ахметовым, который стремился сохранить рычаги влияния на ситуацию. Но в нынешнем положении контакты с Ахметовым у представителей «клана» стали эпизодическими, а после разрыва с Киевом их политическая программа утратила актуальность.

Наконец, часть руководителей республики (Александр Бородай, Игорь Стрелков, Александр Караман) знакома по совместной деятельности в Приднестровье в 1990-е гг. «Приднестровский» клан состоит преимущественно из иностранных граждан и занимается вопросами обороны и безопасности. Кроме того, эта группа стремится наладить поставки и обеспечить эффективное распределение гуманитарной помощи из России. Известно, что в Москве эту деятельность координирует сформированный при Совете Федерации Комитет общественной поддержки Юго-Востока, в который входит целый ряд благотворительных организаций, в том числе фонд Василия Великого под руководством Константина Малофеева.  

Логика противостояния с Киевом обусловила не только консолидацию разрозненных отрядов ДНР, но и пересмотр баланса между группами интересов в руководстве республики. В июле 2014 года в правительстве республики прошел ряд кадровых перестановок, связанных с выстраиванием стройной системы управления войсками и спецслужбами, которую курирует вице-премьер Владимир Антюфеев. В итоге, доля российских граждан в высшем руководстве ДНР возросла с 20,8% до 33,3% (в целом по Новороссии – с 21,1% до 28,2%). На ключевых постах были замещены представители «проахметовской» группы. Против подобной тенденции возражал командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, выступивший за взаимоприемлимые договоренности с Киевом. Активность Ходаковского и автономность северо-западной (Горловской) группы войск стали дестабилизирующими факторами в военном строительстве ДНР. 

Руководство в ЛНР более монолитно, чем в ДНР: в органах власти преобладают бывшие служащие ВДВ из местного населения (Геннадий Цыпкалов, Владимир Громов). Глава республики Валерий Болотов сконцентрировал власть в своих руках, одновременно руководит армией и спецслужбами. Все же, Болотову не удалось поставить все вооруженные соединения под контроль: один из самых боеспособных отрядов – батальон «Призрак» Алексея Мозгового – после непродолжительной конфронтации с руководством ЛНР перешел в подчинение ДНР. Кроме того, казачьи подразделения, занимающие линию фронта на юге республики, действуют автономно от Луганска. В то же время, иностранные граждане не составляют в органах ЛНР самостоятельной группы и занимаются, главным образом, социально-экономическими вопросами (Марат Баширов, Дмитрий Семенов): доля россиян в высшем руководстве республики составляет 21,4%. 

Кадровые особенности высшего руководства Новороссии формируют три узла противоречий. Во-первых, модель управления ЛНР не позволяет обеспечить полноценную координацию боевых операций двух «народных республик». Этим вызваны разногласия Болотова с «приднестровским» кланом ДНР, поскольку неизбежно встает вопрос об иерархии подчиненности. Попытки Луганска и Донецка договориться по ключевому вопросу пока ни к чему не привели. Во-вторых, военные успехи и неудачи в одинаковой степени укрепят «приднестровскую» группу в ДНР. В случае побед над подразделениями, задействованными в украинской АТО, заслуга будет принадлежать силовым министерствам, при поражениях – территория под  контролем правительства «народной республики» сократится и все большее количество тыловых районов перейдет непосредственно в подчинение командиров отдельных подразделений.

Остальные группы интересов осознают сложившуюся ситуацию: вероятно, элементами их договоренностей по достижению кадрового баланса стали отставки Дениса Пушилина и Александра Бородая с высших постов в республике. Наконец, в-третьих, соотношение представителей местного населения и иностранных граждан в органах власти Новороссии подходит к опасному рубежу (2 к 1). С одной стороны, иностранные специалисты добровольно предоставляют свои профессиональные услуги, что облегчает сложную обстановку в ДНР и ЛНР. С другой стороны, такое соотношение подкрепляет аргумент о "завезенном" характере протеста и говорит о слабости вертикальной мобильности в квазигосударствах. В долгосрочной перспективе это возимеет негативные репутационные последствия и может оттолкнуть неопределившихся в симпатиях жителей Донбасса.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

24 марта 2014 | 18:43

Чего ждут американцы от внешней политики США?

Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.

14 июля 2016 | 19:13

Дискуссия о перспективах сотрудничества России и ЕС в Валдайском клубе

14 июля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась дискуссия с участием экспертов Валдайского клуба и европейского аналитического центра «Европейская сеть лидеров» (Лондон), посвященная перспективам сотрудничества России и ЕС.

13 января 2015 | 11:25

Почему Палестина и Израиль заинтересованы в сохранении статус-кво?

Говорить об изменении реальной ситуации на палестинских территориях преждевременно. Ключевые проблемы урегулирования остаются неизменными практически с момента появления израильского государства в 1948 году. Некоторые из них только усугубились. За время существования конфликта сложился статус-кво, поддерживаемый всеми вовлеченными сторонами – палестинскими и израильскими политическими силами, а также региональными и внерегиональными акторами.

16 июня 2017 | 09:27

Дайджест внешней политики США (9-15 июня)

Сенат США подготовил единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций против России. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как сторонники, так и критики. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой призван повернуть вспять действия предыдущей администрации. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова