Геворг Мирзаян
Россия и ЕС ищут пути нормализации отношений, усиленно торгуясь по различным вопросам. Украинские интересы в этом диалоге если и учитываются, то слабо - во многом по вине самого Киева, отказывающегося признавать реальность и, вопреки линии “брюссельского обкома”, занимающего крайне ястребиную позицию. Опять же во многом потому, что украинские власти стали заложниками жесткой антироссийской линии и не могут от нее отступить. В результате получается, что время играет не в пользу Украины - с каждым месяцем экономическое положение страны ухудшается.
ПРЕМИУМ
11 февраля 2016 | 21:45

Нормандская заморозка гражданской войны

В конце текущей недели в Мюнхене ожидается очередное заседание Нормандской четверки. Они могут пройти в ином чем прежде режиме - от нетерпеливых ожиданий каких-то действий, стороны переходят к кураторству конфликта, который из горячей и теплой переходит постепенно в холодную фазу.

Прогресс в том, что его не будет

По сути основной смысл мероприятия состоит в симулировании переговорного процесса. Ни Москва, ни Берлин, ни Париж ни тем более Киев не ожидают каких-то кардинальных решений, которые способны завершить украинский гражданский конфликт. Все по сути согласились с тем, что имплементация Минских соглашений (заключенных почти год назад) приостанавливается.

«Когда я смотрю на перспективы этого процесса, могу сказать, что в ближайшие полтора года мы будем находиться в сложной и непродуктивной дискуссии. Это тот период, когда нужно сосредоточиться на внутренних вопросах — укреплять обороноспособность государства, политическое единство и делать все возможное, чтобы страна менялась», - говорит представитель Украины в контактной группе Роман Бессмертный.

Естественно, Нормандский - да и Минский - формат были бы куда эффективнее, если бы Петр Порошенко выполнил те условия, под которыми он подписался в Минске. Однако ни один из пунктов Минских соглашений за последний год Киев так и не имплементировал.

«Что касается военного блока, то я уже сказал: Киев не выполняет и не собирается выполнять договоренности, оставляя себе возможность снова начать боевые действия. Что касается политического блока – закон о выборах, об особом статусе Донбасса, конституционная реформа – его Киев не только не хочет, но и не может выполнить», - считает глава самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александр Захарченко.

По его словам, украинские власти стали заложниками собственной «истерической антироссийской и антидонбасской пропаганды, которую ведут почти два года», на фоне которой «любая попытка выйти на согласование с нами политических пунктов "Минска-2", как это прописано черным по белому в Комплексе мер, может привести не просто к политическому кризису в Киеве, а к концу власти нынешней клики и развалу Украины».

Заложники по своей воле

Безусловно, украинские власти стали заложниками намеренно. Антироссийская пропаганда (в том числе и весьма странные шаги типа запрета российского и советского кино) Киевом рассматривалась как чистый бизнес. За счет этой пропаганды украинские власти набирали политические очки, как вовне страны (добиваясь поддержки части западной элиты, до сих пор живущей в ментальности холодной войны), так и внутри, среди небольшой, но крайне пассионарной части населения - националистов. Ну и, наконец, волшебная фраза «во всем виноват Путин» могла объяснить любые неурядицы в украинской экономике, начиная от роста ЖКХ и заканчивая никуда не девшейся коррупцией в высших эшелонах власти. При этом украинские руководители прекрасно понимали, что спекуляция на этой идеологии серьезно ограничит их возможности по нормализации отношений с Россией. Однако они считали, что эта нормализация и не понадобится (ну или будет проводиться под диктовку Киева, а не Москвы).

Украинские власти считали, что российско-западный конфликт системен, долгосрочен и будет проходить вплоть до капитуляции путинской России американо-европейскому блоку, а значит и Украине. После чего Киев, как один из победителей, получит все, что он хочет.

Однако события стали развиваться по-другому.

"Внешние вопросы" не в пользу Киева

Однако, как это часто бывает, реальность не соответствовала фантазиям. Кремль выдержал первый - самый тяжелый - этап давления, и сейчас Россия и ЕС ищут пути нормализации отношений, усиленно торгуясь по различным вопросам (отчасти поэтому и происходит такой серьезный информационный накат на Кремль). Украинские интересы в этом диалоге если и учитываются, то слабо - во многом по вине самого Киева, отказывающегося признавать реальность и, вопреки линии “брюссельского обкома”, (как порой говорят в политических кругах) занимающего крайне ястребиную позицию. Опять же во многом потому, что украинские власти стали заложниками жесткой антироссийской линии и не могут от нее отступить. В результате получается, что время играет не в пользу Украины - с каждым месяцем экономическое положение страны ухудшается. Как и предупреждали вменяемые экономисты, соглашение об ассоциации привело к потере важнейшего российского рынка и в то же время так и не открыло дверь украинским товарам на пространство Евросоюза - напротив, экспорт из Украины в ЕС сркратился в минувшем году на 26%.

Наиболее пострадал украинский ВПК - по данным МВФ, из-за разрыва отношений с Россией украинские оборонные предприятия потеряли до 80% всех доходов. Кроме того, с каждым месяцем падает и имидж Украины за рубежом - коррупционные истории и развенчание мифов о «революции достоинства», в которые верило западное общество, становится экзистенциальной проблемой для не имеющего возможности модернизироваться украинского режима.  

У Москвы же ситуация попроще - замораживание процесса может принести ей определенные дивиденды. Во-первых, это минимизация влияния украинского фактора на конструктивный процесс российско-европейских переговоров (по той же, например, Сирии). Во-вторых, Москва сможет дождаться пока нынешние украинские власти сгниют изнутри и их сменят более прагматичные руководители, с которыми можно будет о чем-то серьезном договариваться. И, наконец, в-третьих Россия может использовать заморозку конфликта для спокойного налаживания жизни на Донбассе.

Вопрос о режиме границы между республиками и Россией также таким образом замораживается. А ведь Киев хотел поставить ее под свой контроль еще до принятия законодательных изменений о “территориях с особым статусом”, то есть ДНР и ЛНР. “Сосредоточение на внутренних вопросах”, о которых говорит Роман Бессмертный, в буквальном смысле означает, что эта граница остается вопросом внешним, каковым он в сущности уже и является.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

24 октября 2014 | 02:27

Реакция Грузии на российско-абхазский договор о союзничестве

Опубликованный проект документа уже вызвал достаточно большие дискуссии в Абхазии, где даже высказывались опасения того, что подобное соглашение может нанести ущерб суверенитету страны, так как предполагает преобразование национальной правовой базы по внешнему образцу. Естественно, острая реакция на обсуждение проекта соглашения последовала из Тбилиси, где интеграционные планы России и Абхазии были оценены как «подготовка к аннексии».

24 ноября 2016 | 19:41

США и России предстоит разрешить курдский вопрос после победы над ИГИЛ

Результаты выборов президента США ускорили ход событий в гражданской войне в Сирии. Основные усилия армии Башара Асада и ВКС РФ сосредоточены на освобождении Алеппо от террористов. Успешное окончание штурма города поставит перед Россией и США вопрос о послевоенном урегулировании сирийского конфликта, где одним из ключевых будет курдский вопрос.

15 декабря 2014 | 10:00

Новые колонизаторы Африки

Приметой нашего времени стала «дипломатия трубопроводов» и борьба инвесторов за месторождения углеводородов. Растущее промышленное производство КНР требует все больших объемов энергии и сырья, так что Пекин активно включился в передел ресурсов мира.

22 июня 2015 | 09:52

Последствия усиления власти Петра Порошенко для украинской политики

Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова