Иван Лошкарёв
Западные партнеры Украины заинтересованы в том, чтобы конфликт на Донбассе как можно скорее исчез из медийного пространства. Иными словами, для Запада принципиальны не условия урегулирования, а сам факт его наличия.
ПРЕМИУМ
10 декабря 2014 | 14:53

Международное давление на Украину усиливается

Процесс мирного урегулировании конфликта на Донбассе в течение месяца находился под угрозой полного срыва. Стороны обменивались обвинениями и констатировали невыполнение ключевых положений Минского протокола и меморандума о реализации основных его положений. Наиболее неуступчивой была позиция официального Киева, который считал, что лишь украинские власти вправе определять, каким образом и какой из подписавшихся сторон будут реализовываться конкретные обязательства в рамках Минского процесса. Западные партнеры Украины заинтересованы в том, чтобы конфликт на Донбассе как можно скорее исчез из медийного пространства. Иными словами, для Запада принципиальны не условия урегулирования, а сам факт его наличия.

За неделю до утверждения состава украинского правительства президент Петр Порошенко в очередной раз четко обозначил непримиримую позицию Киева:

«Если бы оккупационные войска покинули нашу территорию, мир и спокойствие пришли бы на территорию Украины за 2-3 недели. Именно так это произошло на освобожденных территориях».

Несмотря на определенное сочувствие США и ЕС по отношению к украинским властям, западные страны все четче ощущают, что и Киев способствовал эскалации конфликта. Стало понятно, что конфликт на Донбассе нельзя разрешить путем переговоров и взаимных уступок великих держав, так как у противоборства в Новороссии сформировалась собственная динамика. В рамках этой динамики Киеву все сложнее позиционировать себя как оплот демократии, стремящийся к европейским политическим стандартам.

Этот дисбаланс украинские власти вынуждены компенсировать агрессивной риторикой и постоянным давлением на западных партнеров.

Однако поступательные действия западного мира (включая Японию и Австралию) по ухудшению отношений с Россией с целью давлению на нее в целях урегулирования конфликта на Донбассе не встретили понимания со стороны развивающихся стран. В условиях большого количества внутренних проблем и беспомощности в борьбе с ИГИЛ страны Европы и Северной Америки осознают необходимость работать на сглаживание противоречий с остальными государствами, а не на их обострение. Долгосрочная выгода такой политики перевешивает эмоциональные реверансы в сторону «проевропейской» революции на Украине.  Поэтому за последнюю неделю состоялся ряд контактов западных лидеров и представителей руководства Украины. Европейские и американские политики настаивали, чтобы Киев смягчил свою позицию по Минскому процессу и возобновил переговоры с представителями «народных республик».

Причин для беспокойства Запада несколько. Во-первых, поддержка Украины не только затратная, но и неэффективная. Несмотря на усилия международных финансовых институтов и целевые кредиты ЕС и США, государственный долг страны увеличился с 40% ВВП в начале года до 70%. За исключением сельского хозяйства – в экономике Украины наблюдается тенденция к сокращению. Более того, обещанные правительством Арсения Яценюка реформы, нацеленные на приближение украинского регулирования экономики к западным стандартам, остались на бумаге.

Выходит, что Запад кредитовал Украину не для того, чтобы сформировать прочные механизмы, обеспечивающие определенную внешнюю и внутреннюю политику страны, а для того, чтобы сохранить конкретных политиков на властных постах.

Такая политика (акцент на личностях, а не институтах) не оправдала себя в период Холодной войны и не может оправдать себя в условиях логики ситуативности и поиска неожиданных компромиссов, к которой склонна украинская элита.

Во-вторых, сказывается ценностный разрыв между Киевом и западным миром. Украина в рамках Минского протокола и меморандума о выполнении его положений взяла на себя конкретные обязательства, неисполнение которых не может быть оправдано «статусом жертвы», недобросовестностью других сторон конфликта или изменившейся политической ситуацией. Аналогично, взятые обязательства о проведении реформ нельзя оправдать «агрессией», сопротивлением украинского бизнеса или парламентскими процедурами. Расхождение между декларациями и действиями характеризует более глубокий ценностный разрыв, а это убеждает западные страны в том, что Украина объективно не готова интегрироваться в европейское и евроатлантическое политическое пространство.

Наконец, конфликт на Донбассе все еще находится в «горячей» стадии, а значит велика угроза распространения нестабильности на остальные области Украины. К этому может привести не столько «рука Москвы» или деятельность подпольных групп в поддержку Новороссии, сколько социально-экономическая напряженность в регионах, недовольство местных элит распределением власти в Киеве, пробуксовка обещанной децентрализации на фоне ухудшения качества управления. Возможно, первым сигналом грядущей нестабильности стали недавние столкновения в Виннице, где губернатор, лояльный президенту, попытался кулуарными методами сместить председателя областного совета, но столкнулся с массовыми акциями протеста. Местная элита отказалась исполнять распоряжения из Киева и избрала наиболее конфронтационный способ донести свою точку зрения. С учетом того, что Винницкая область является родиной Петра Порошенко и именно в этом регионе его партия получила наибольшую долю голосов на парламентских выборах, это крайне тревожный сигнал для Киева и для Запада.

Хроника телефонного давления на Киев такова: 1 декабря – беседа Порошенко с канцлером ФРГ Ангелой Меркель,  3 декабря – консультации Порошенко с председателем Европейского Совета Дональдом Туском, 4 декабря -  общение Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом, 5 декабря – беседа Порошенко с госсекретарем США Джоном Керри, 6 декабря – консультации украинского лидера с президентом Франции Франсуа Олландом. Кроме того, для согласования конкретных деталей в Киеве побывала делегация во главе с заместителем госсекретаря США Роуз Геттемюллер, переговоры с которой возглавил заместитель глав Администрации президента Украины Валерий Чалый. В итоге, 6 декабря Петр Порошенко согласился на новый раунд переговоров в рамках Минского процесса и сместил акцент в официальной риторике с контроля над российско-украинской границей на обеспечение всеобъемлющего прекращения огня. Все же, по внутриполитическим причинам Киев не мог не добавить ряд заведомо неконструктивных предложений, среди которых – отмена результатов выборов 2 ноября в «народных республиках» и одинаковые для всех сторон требования по отводу тяжелой артиллерии от линии фронта.       

Новый раунд Минских переговоров, безусловно, не принесет долгожданного мира на Донбасс, поскольку Киев по-прежнему занимает непримиримую позицию по вопросу статуса ДНР и ЛНР. Более того, за рамками урегулирования пока останутся вопросы восстановления экономики региона, преодоления гуманитарной катастрофы и поставок необходимого для  энергетического сектора Украины угля. По внутриполитическим причинам Киев вынужден проявлять упорство по этим направлениям, вопреки экономической целесообразности, но запас прочности украинского государства невелик, а уступки в будущем неизбежны.

Давление Запада на украинские власти могло бы ускорить процесс урегулирования, особенно, если оно будет системным и корректным.

В итоге, формируется новый подход ЕС и США по отношению к конфликту на Донбассе. Если ранее намечалось добиться уступок Москвы, то теперь давление будет оказываться и на Киев. Конечно, требования к Украине будут более сдержанными, нежели к России. Более того, часть требований будет рассчитана на то, что украинская политическая элита сможет их видоизменить или не выполнить под благовидным предлогом. Но в целом, давление на Украину усилилось и еще усилится.     

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 декабря 2016 | 20:38

Мотивы визита Биньямина Нетаньяху в Азербайджан

13 декабря премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил официальный визит в Баку, где провел встречу с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. Несмотря на обоюдное желание Израиля и Азербайджана укреплять сотрудничество между двумя странами, по-прежнему остается ряд объективных факторов, тормозящих данный процесс.

4 февраля 2016 | 11:49

Рейтинг главных событий внешней политики России в январе 2016 года

Этот месяц был отмечен прежде всего интенсивным российско-американским  диалогом по целому ряду международных вопросов. Созданы условия для межсирийского диалога, хотя надежд на его успех очень мало. При этом, с американской стороны делается очень немало для того, чтобы инициативы  позитивного развития российско-американских связей были нарушены провокационными заявлениями, наподобие безосновательных обвинений заместителя министра финансов США Адама Жубина.

27 января 2016 | 19:05

Обзор внешней политики России за неделю (18-25 января)

На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.

15 сентября 2017 | 10:26

Дайджест внешней политики США (8 - 14 сентября)

США согласились на смягчение новой резолюции СБ ООН в отношении КНДР, чтобы заручиться поддержкой России и Китая. В ответ на просьбу Кувейта к процессу урегулирования ситуации вокруг Катара на прошедшей неделе подключился лично Дональд Трамп. Демонстрируя решительный настрой в деле реформирования миграционной системы как международной, так и внутренней аудитории, администрация применила редко используемый инструмент «визовых санкций».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова