Дмитрий Офицеров-Бельский
Энергетический рынок Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - явно политизирован. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей, но сотрудничество с Россией, несмотря на выгоду, воспринимается как зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы заплатить.
ПРЕМИУМ
26 марта 2014 | 11:22

Энергетика Балтийских государств и влияние России

Ситуация на энергетическом рынке Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - имеет явный политический оттенок. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей. Это вынуждает балтийские столицы закупать электроэнергию на внешних рынках, а газ - в России. Сотрудничество с российскими кампаниями, несмотря на выгоду, воспринимается в регионе как односторонняя зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы за это заплатить. 

ЕС как препятствие
Чтобы покрыть энергодефицит Балтийские государства вынуждены импортировать электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты. Одновременно они вынуждены подчиняться директивам ЕС по ограничению выбросов парниковых газов, а также либерализации рынков электроэнергии и газа. Фактически Брюссель ограничивает возможности Прибалтики по самостоятельной выработке электроэнергии.  

Усугубляет ситуацию то, что Литва стала энергетически более зависимой от России после вступления в ЕС. Согласно выдвинутым европейской стороной условиям, в 2009 году Вильнюсу пришлось закрыть Игналинскую АЭС. В 2013 году Литва импортировала 70 % электроэнергии. Латвия, хотя и является импортером электроэнергии, имеет несколько гидроэлектростанций и возможность в перспективе расширить использование гидроэнергетики. В лучшем положении находится Эстония - единственная из Прибалтийских стран располагающая значимыми источниками энергоресурсов - горючими сланцами. Несмотря на установленные в ЕС квоты на выброс углекислого газа, эстонская энергетика поставляет часть энергии на экспорт. 

В отличие от Эстонии и Латвии, Литва лишена возможностей компенсировать дефицит энергии. Тепловая станция в Электренае может работать только на газе, который пока импортируется из России. Повышение цен на газ сделало собственное производство электроэнергии в Литве нерентабельным. Диверсификация импорта газа планируется, однако правительство следует пожеланиям ЕС и снижает производственную квоту крупнейшей в Литве ТЭС "Литовская электростанция". В 2014 году Литва сократит импорт природного газа. Но ситуация с выработкой электроэнергии не улучшится.

Перспективы рынка электроэнергии 
В электроэнергетике Прибалтийских стран наблюдаются две ключевые тенденции. Во-первых, это растущая конкуренция внутренних и внешних игроков. Во-вторых - консолидация отрасли, выражающаяся в поиске общих путей решения энергетических проблем. Импорт электроэнергии в регионе растет до 30% в год, а издержки производства выше стоимости импорта из Скандинавии или России.

С 2013 года в Литве, Латвии и Эстонии начал работу общий рынок электроэнергии. К 2015 году после завершения прокладки соединений NordBalt (Литва – Швеция) и Estlink 2 (Эстония – Финляндия) Прибалтика будет участвовать в рынке электроэнергии стран Северной Европы. Цену электричества формирует колебание спроса и предложения на энергетической бирже Nord Pool Spot. Судя по графику среднемесячных продаж, стоимость электроэнергии в Литве заметно выше, чем в других странах Балтии. Это вызвано несовершенной соединительной инфраструктурой на границе Эстонии и Латвии. В результате в Литву не может попасть достаточное количество энергии из Скандинавии.

Однако либерализация прибалтийского энергетического рынка - пока лозунг. Между странами действует договор, согласно которому они обязаны при наличии свободных мощностей покупать электроэнергию друг у друга. Следствием этого стал скандал, разгоревшийся в сентябре 2013 года, когда Литве пришлось покупать электроэнергию из Латвии и Эстонии, втрое дороже российской. Вновь встал вопрос о цене энергетической независимости. 

Прибалтика и энергетические проекты стран-соседей
Если Скандинавские страны предлагают вариант транспортировки дешевой электроэнергии от уже существующих генерирующих мощностей, то Россия, Польша, Белоруссия и Литва только собираются их создать. По существу между странами началась гонка на скорость, поскольку от этого зависит будущая логика формирования сетей и условий взаимодействия продавцов и покупателей. На завершающей стадии находится строительство Балтийской АЭС в Калининградской области, начатое в 2010 году. Ориентацию проекта на экспорт в Европу подчеркивает то, что это единственная в России АЭС, в которой возможно участие частного зарубежного капитала. Участие потребителя в капитале генерирующей компании является распространенной практикой уменьшения коммерческих рисков. Однако европейские представители, несмотря на очевидную целесообразность создания новых генерирующих мощностей в регионе подчеркивают свою незаинтересованность в проекте. 

В 2017 году, на год позже Балтийской АЭС, должна начать работу Белорусская АЭС, располагающаяся на границе с Литвой. Проект литовской Висагинской АЭС, в строительстве которой должны были участвовать также Польша, Латвия и Эстония провалился из-за противоречий сторон. В конце января 2014 года правительство Польши одобрило собственную программу развития атомной энергетики, предполагающую строительство двух новых АЭС. Это делает дальнейшее увеличение генерирующих мощностей в регионе лишенным целесообразности. Применительно к Прибалтийским государствам это значит, что в перспективе ближайших десятилетий они не станут обладателями новых собственных источников электроэнергии.  

Перспективы борьбы с “российским влиянием”
Существенно большую зависимость страны Прибалтики испытывают от поставок российского газа. Монополией владеют российские компании “Газпром” и “Итера”. Стремясь нейтрализовать “российскую угрозу” страны региона пытаются диверсифицировать импорт газа. По оптимистичным прогнозам в декабре 2014 года должен заработать терминал сжиженного природного газа в литовском порту Клайпеда. Строительство терминала с ревностью воспринимается в Латвии. В 2013 году Рига интересовалась возможностями приобретения у Клайпедского ТСПГ до полумиллиарда кубометров газа. Однако теперь Латвия всячески демонстрирует свою незаинтересованность в проекте. 

Проект газового терминала и трубопровода Balticconector между Финляндией и Эстонией также насыщен противоречиями. Этот проект созрел в недрах Еврокомиссии и предполагает европейское финансирование. Однако между Хельсинки и Таллином идут споры о месте расположения проектируемого терминала. Одновременно повышается цена на сжиженный газ, которая делает проект малорентабельным. Вместе с тем, перенос сроков реализации Balticconector не влияет на общую тенденцию - негативную для интересов России. 

Исходя из норм Третьей газовой директивы ЕС, российские компании больше не смогут в одном лице совмещать добычу, транспортировку и распределение газа. Вертикально-интегрированные компании Прибалтийских стран, в каждой из которых “Газпром” является крупным акционером, в скором времени будут разделены в соответствии со специализацией. В случае латвийского АО Latvijas gaze (LG) его акционер “Газпром” готов судиться из-за несоблюдения договора приватизации. LG обладает эксклюзивным правом на передачу, хранение, распределение и продажу природного газа и до 2017 года предприятие должно работать как единая компания. 

Борьба за либерализацию энергетического рынка Прибалтики имеет смешанную политико-экономическую природу. В перспективе ее результатом может стать укрепление переговорных возможностей Балтийских стран и понижение цен на российский газ. В этом процессе российские энергетические гиганты не смогут уклониться от исполнения общеевропейских законов. То же относится и к сфере электроэнергетики. Тем не менее, Россия в состоянии, используя противоречия Прибалтийских стран друг с другом и соседними странами, затормозить процессы создания необходимой для интеграции в европейский рынок инфраструктуры.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

25 мая 2015 | 16:45

Ближневосточное досье: ИГИЛ, Йемен и теракт в КСА в мае 2015

Основными событиями прошедшей недели в регионе стали успехи боевиков Исламского государства в Ираке, визит иракского главы правительства в Россию, а также очередная попытка йеменского урегулирования на конференции в Эр-Рияде. Внимание также привлек теракт, совершенный на востоке Саудовской Аравии в шиитской мечети, ответственность за который взяло Исламское государство.

25 августа 2014 | 15:21

Стратегия войны и мира для Украины

На Украине назрел переход от стратегии революции к стратегии развития. Однако правительство Порошенко-Яценюка не откажется от воинственной риторики и не остановит АТО. Однако война - это пространство неизвестного, а лучшая битва – та, которая не состоялась. 

8 апреля 2016 | 20:16

Дайджест внешней политики США за неделю (1-7 апреля)

На фоне «панамского скандала» Администрация США решила воспользоваться ситуацией, чтобы ужесточить американское законодательство в области борьбы с утечкой капитала из страны. Госдепартамент и Пентагон, до сих избегавшие комментариев по поводу предвыборной гонки, были вынуждены всерьез заняться исправлением внешнеполитического имиджа США. Публикация письма законодателей к Госсекретарю с требованием проверить ситуацию с правами человека в Израиле и Египте вызвала множество вопросов о взаимосвязи между американскими интересами и стремлением защищать демократические ценности.

10 октября 2015 | 21:00

Дайджест внешней политики России за неделю 2-9 октября

На прошедшей неделе в центре внимания были активизация военной операции России против ИГИЛ, перенос местных выборов в ДНР и ЛНР, а также ухудшение отношений между Москвой и Анкарой.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова