Польская армия приступила к перевооружению с большим запозданием. Эта тема была актуальна еще в 1990-е годы ввиду перспектив вступления страны в НАТО. Руководство Польши надеялось, что при помощи союзников по альянсу удастся одновременно перейти на натовские стандарты и провести техническую модернизацию. Обе задачи требовали существенных затрат, которые Польша не могла себе позволить несмотря на то, что уровень расходов на оборону всегда находился на приемлемом для членов альянса уровне. С тех пор многие вооружения устарели морально и физически, а вопрос модернизации армии откладывался.
Польская армия изрядно уменьшилась - в 1980-е годы она насчитывала 400 тыс. человек, в начале 2010-х - 120 тыс. человек. Несмотря на более чем трехкратное сокращение, армия Польши относится к числу крупнейших в регионе. Она превышает численность армий Чехии (35 тыс.), Словакии (26 тыс.) и Венгрии (30 тыс.) вместе взятых. Оснащение польской армии также лучше соседей. Сопоставимой количественно и качественно армией в регионе обладает лишь Украина (184 тыс.).
Слабость восточноевропейских армий объясняется не только финансовыми причинами, но и сменой оборонной парадигмы. Восточноевропейские страны не собираются воевать друг с другом и осознают свою неспособность оказывать сопротивление более сильным армиям. Поэтому в военных доктринах этих стран отсутствует понятие внешней угрозы, а смысл существования вооруженных сил сводится к солидарному участию в операциях НАТО. Лишь у Польши сформировалась иная оборонная идентичность.
Варшава стремится иметь универсальную армию, вопреки набирающей популярность в НАТО тенденции к экономии и специализации. Это позволит Польше находиться среди великих держав и не оказаться пассивным субъектом международных отношений. В перспективе польская армия может занять специальную нишу в европейской обороне и стать главной опорой НАТО в регионе на случай войны с Россией. На это указывает тенденция к наращиванию таких вооружений как легкие и средние танки, истребительная авиация и корабли береговой обороны.
План перевооружения Войска польского
Наиболее важными с точки зрения формирования логики модернизации вооруженных сил стали два документа, утвержденных министерством национальной обороны 11 декабря 2012 года – «План технической модернизации» и «Программа развития вооруженных сил на 2013-2022 годы». Согласно представленным в них планам, оборонное ведомство в ближайшие годы намерено потратить более 130 млрд. злотых (около 43 млрд. долларов США) на закупку вооружений и военной техники.
Высокая затратность программы перевооружения в первую очередь связана с преобладанием устаревшей военной техники и необходимостью решения накопленных проблем. Особое беспокойство вызывает состояние флота. На вооружении Польши находятся корабли 1960-70-х годов. Считается, что после 2016 года флот окончательно утратит способность выполнять боевые задачи.
Цель программы перевооружения Польши состоит в выводе из кризиса армии и оборонно-промышленного комплекса. Тенденцией последних лет при проведении тендеров стал приоритет для тех зарубежных компаний, которые участвуют в конкурсе совместно с польскими производителями. Очевидна нацеленность на получение технологий в рамках совместных производств, а также выход при поддержке партнеров на зарубежные рынки. В перспективе польская оборонная отрасль может стать конкурентоспособной на мировом рынке. Но пока Польша вынуждена закупать все больше вооружений за рубежом, а доля польских компонентов в производимом оружии ощутимо падает.
Препятствия для реализации программы перевооружения
Препятствием для модернизации оборонного комплекса является отсталость оборонной промышленности. Польша никогда не обладала достаточным для инновационных разработок конструкторским потенциалом. Сказываются и проблемы смежных отраслей как в случае с реализацией проекта самоходной гаубицы «Краб». Предприятия демонстрируют неэффективность и неспособность к рентабельной работе. Крупнейший оборонный холдинг «Бумар» обычно появляется в новостных сюжетах либо по причине срыва контрактов, либо как кандидат в банкроты. Попытки реформирования отрасли - государственная поддержка, скупка активов, реструктуризация и переименование «Бумар» в «Польский оборонный холдинг» - не возымели действия. Консолидация, очевидно, будет продолжена, произойдет ещё не одна смена руководителей, качественных изменений в ближайшее время ожидать нельзя.
Серьезной проблемой модернизации армии является неготовность союзников по НАТО, прежде всего США, предоставлять Польше новейшие образцы вооружений. Варшава планирует провести тендер по закупке двух новейших подводных лодок, однако вероятность постановки на них новейшего американского ракетного оснащения чрезвычайно мала. Польская сторона также выразила заинтересованность в приобретении у США для истребителей F-16 ракет AGM-158 JASSM-ER (модификация увеличенного радиуса действия с дальность пуска до 980 км.), но Вашингтон затягивает решение этого вопроса.
Организация перевооружения не обнаруживает четкой стратегии. Нередкими являются пересмотр сроков реализации и коррекция приоритетов. По сути Варшава импровизирует в условиях серьезных ограничений. Свою роль играет лоббизм и коррупция. Борьба за контроль над закупкой вооружений стала причиной многочисленных трений в среде польской военной и политической элиты. Один такой конфликт получил громкую огласку и стал причиной отставки двух высокопоставленных лиц - ответственного за закупку вооружений заместителя министра обороны Вальдемара Скшипчака и главы Службы военной контрразведки Януша Носека.
Общественное мнение в отношении модернизации армии настроено неоднозначно. Заметны сарказм и сомнения в необходимости столь серьезных затрат. Но в политической среде опасаются обвинений в непатриотизме и продолжают линию на перевооружение. Преобладают сравнения армии Польши с российской и намеки на возможный конфликт с Москвой. Однако большинство не может найти применения армии в мирное время. Недостаток системного планирования, борьба интересов и неготовность оружейной отрасли к модернизации продолжают препятствовать программе перевооружения.