Сергей Маркедонов
22 апреля 2015 года Лукашенко посетил с рабочим визитом Грузию. Это была первая поездка белорусского руководителя в Тбилиси, хотя еще в бытность президентом Михаила Саакашвили такая возможность обсуждалась. В ходе своей тбилисской пресс-конференции он призывал Москву и Тбилиси «начать поиск путей для нормализации грузино-российских отношений и для того, чтобы как-то помягче выстраивать отношения между двумя странами».
ПРЕМИУМ
9 мая 2015 | 23:00

Лукашенко в Грузии: политика и география

«Я, к стыду своему, ни разу не был в Тбилиси, фактически нигде в Грузии, кроме Сухуми».

Если бы эти слова в ходе официального визита произнес представитель США, стран - членов Европейского союза или Украины, скорее всего, на них не обратили бы особого внимания. Они бы остались частью процедурного ритуала, призванного в тысячный раз продемонстрировать единство Запада и кавказского народа, «выбравшего путь демократии и евроатлантической интеграции». Однако процитированный выше фрагмент принадлежит президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Главе государства, являющегося одним из создателей Таможенного и Евразийского экономического союза.

Всего за три недели до этого 2 апреля 2015 года отмечался День единения народов России и Белоруссии. Через год исполнится двадцать лет с того момента, когда президенты двух государств Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе России и Республики Беларусь. Дальнейшими этапами «большого пути» стали Декларация 25 декабря 1998 года и Договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года (в 2016 году будет повод для еще одного юбилея - пятнадцатилетнего). Впрочем, у этого странного союза за все это время так и не появилось ни общего президента, ни общей валютной системы, ни Основного закона.

Как бы то ни было, а 22 апреля 2015 года Лукашенко посетил с рабочим визитом Грузию. Это была первая поездка белорусского руководителя в Тбилиси, хотя еще в бытность президентом Михаила Саакашвили такая возможность обсуждалась. В ходе посещения Грузии «Батька» провел ряд официальных встреч, а также стал «крестным отцом» побратимства Бреста и Батуми. В ходе своей тбилисской пресс-конференции он призывал Москву и Тбилиси «начать поиск путей для нормализации грузино-российских отношений и для того, чтобы как-то помягче выстраивать отношения между двумя странами». После этого в СМИ стал широко обсуждаться вопрос о коррекции внешнеполитического курса Минска, а его комментарий относительно «грузинского Сухуми» оцениваться едва ли, не как открытый вызов Москве и проявление двойной игры.

Между тем, тбилисское заявление «Батьки» при более детальном рассмотрении не тянет на сенсацию. На грузинском направлении (да и только ли на нем одном?) Лукашенко уже не первый год выстраивает свою собственную линию поведения. Не были ему помехой ни экстравагантный Михаил Саакашвили, ни его «серый кардинал» Вано Мерабишвили. К слову сказать, в сентябре 2007 года тогдашний глава МВД Грузии посетил Минск. В ходе этого визита Лукашенко недвусмысленно заявил:

«Мы решительно настроены на добрые взаимоотношения с грузинскими братьями».

Тогда же в беседе с Мерабишвили он особо подчеркнул, что «у нас сложились очень хорошие отношения с Вашим президентом». Тот визит лидер Белоруссии рассматривал как некую черту «под периодом хаоса, неразберихи, определения уровня наших двусторонних отношений».

В 2008 году в Закавказье произошли драматические события, получившие название «пятидневной войны» (или «горячего августа»). Пиком «разморозки» двух этнополитических конфликтов стало признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако «Батька» не спешил последовать примеру РФ. Сначала он апеллировал к необходимости легитимации решения о признании высшим законодательным органом страны (трогательная забота о парламентаризме и разделении властей), затем уповал на ознакомительные поездки белорусских делегаций в турбулентный регион. В ноябре 2009 года в недрах национального парламента Белоруссии была создана рабочая группа по подготовке к рассмотрению обращения Абхазии и Южной Осетии о признании. Ради объективности надо сказать, что парламентарии из Минска действительно посетили, как частично признанные образования, так и Грузию. В июле 2010 года Лукашенко встретился с Михаилом Саакашвили в Крыму (на тот момент украинском!), а по горячим следам этого рандеву в эфире Первого канала белорусского телевидения прошло эксклюзивное интервью Саакашвили специальному корреспонденту Агентства теленовостей Денису Курьяну. Главной темой их беседы стали проблемные взаимоотношения Москвы и Тбилиси. Третий президент Грузии сетовал на то, что искренне не понимает, чего хочет от него Россия.

Эти движения Минска сильно нервировали Москву. Иногда представители Кремля выходили из себя. Так 2 августа 2010 года тогдашний российский президент Дмитрий Медведев выступил с жестким обвинением в адрес своего белорусского коллеги, из которого следовало, что Александр Лукашенко попросту обманул руководство РФ, пообещав в присутствии глав ряда постсоветских республик признать независимость, но так и не выполнил взятые на себя обязательства. В свою очередь сам «Батька» предельно откровенно заявлял, что мог бы согласиться на признание двух бывших автономий Грузинской ССР, если бы это принесло действительную пользу и уберегло бы его республику от ненужных потрясений (в виде санкций и политического давления со стороны Запада).

Впрочем, не в первый раз Лукашенко пытается примерить на себя и тогу миротворца на кавказском направлении. 11 декабря 2012 года (в канун председательства Белоруссии в СНГ) он обратился к руководству Грузии с предложением вернуться в Содружество и активизировать процесс нормализации отношений. Не только с Россией, но также с Абхазией и Южной Осетией.

«Думаю, что это легендарная страна. Наверное, давно надо было побывать здесь», -заявил Лукашенко, выражая свое отношение к первому визиту в Грузию в апреле нынешнего года.

В свое время известный абхазский эксперт и общественный деятель Нателла Акаба справедливо замечала:

«Президент Белоруссии старается извлечь определенную выгоду для своей страны и для себя, как лидера, чтобы продлить свое политическое существование, лавируя между Евросоюзом и Россией, которая, как известно, оказала значительную материальную помощь Белоруссии».

Однако было бы неправильным ограничивать анализ кавказского направления политики «Батьки» в отрыве от других контекстов.

Сегодня огромное значение на всю постсоветскую динамику оказывает украинский кризис. Он не только создал непростые прецеденты (в виде смены юрисдикции одной территории в пользу другого государства) и фактически поставил жирный крест на СНГ, но и заставил практически все бывшие союзные республики внести серьезные коррекции в свои внешнеполитические повестки.

Исключением не стала и Белоруссия, одновременный сосед РФ, Украины и Евросоюза. За последний год личный имидж Лукашенко и белорусской внешней политики значительно изменился. Если раньше Минск рассматривали лишь в контексте евразийских интеграционных процессов, в качестве строптивого и неудобного партнера Запада и «последнего диктатора Европы», то сегодня даже самые жесткие критики «Батьки» признают его вклад в урегулирование конфликта на юго-востоке Украины. Именно в столице Белоруссии были подписаны соглашения, дающие шанс на выход из вооруженного противостояния в Донбассе (уже другой вопрос, как им воспользуются и воспользуются ли). И сегодня уже многие эксперты из европейских стран говорят о повышении международной «капитализации» Беларуси и ее возможном продвижении на путях взаимодействия с ЕС в рамках «Восточного партнерства». Отсюда и демонстративное лавирование между союзной Москвой и Киевом.

«Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство».

Процитированный выше фрагмент стилистически выглядит, как высказывание украинских политиков. Однако – это прямая цитата из выступления белорусского лидера Александра Лукашенко, прозвучавшая в январе 2015 года. При этом белорусский лидер публично высказывался против федерализации Украины и рассмотрения новой украинской власти, пришедшей в результате «второго Майдана», как нелегитимной.

Все это не означает, что «Батька» превратился в поборника «европейского выбора» и в конкурента Москвы. Просто вся история последнего года (и не только, просто украинский кризис «подсветил» существовавшую ранее проблему) отчетливо показала, что национальные интересы Республики Беларусь для ее элиты намного важнее, чем разговоры о Союзе с РФ и евразийской интеграции. Последняя полезна Минску лишь до той поры, пока приносит дивиденды «Батьке» (и его команде), по-прежнему сохраняющему значительный ресурс народной популярности и имеющий высокие шансы на победу даже по самым жестким стандартам международного наблюдения. Впрочем, те же самые оценки применимы и к его действиям на украинском, кавказском и любом другом направлении, а равно и на ниве миротворчества. Именно в этом следует искать истоки особых политико-географических представлений белорусского президента.

 

Впервые опубликовано на сайте Центра политических технологий Политком.ru

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

13 апреля 2018 | 08:16

Дайджест внешней политики США (6-12 апреля)

Призывы «либеральной общественности» нанести удар по Сирии встретили отпор со стороны консервативных СМИ. Майк Помпео обнадежил законодателей обещаниями повернуть вспять реформу министерства, заняться «распространением демократии», а также противостоять России «на всех направлениях». Решение спикера Палаты представителей о завершении своей политической карьеры продолжило «массовое бегство» представителей республиканского истеблишмента.

31 июля 2015 | 17:56

Кто формирует внешнеполитические программы претендентов на пост президента США

До президентских выборов в США больше года, но кампания, по сути, уже идет. Политики, объявившие о своем участии в гонке, делают предвыборные заявления, в том числе и внешнеполитические.Традиционно американцы международными проблемами интересуются меньше, чем домашними. Однако президентская гонка, стартовавшая всего несколько месяцев назад, в этом смысле уже стала исключением. Еще в феврале опросы общественного мнения показывали удивительные результаты: многие американцы (41 процент) убеждены, что избирательная кампания 2016 года будет сосредоточена вокруг внешней политики.

15 апреля 2014 | 12:00

Реванш северян на выборах президента Афганистана?

Многим в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться угрозой децентрализации страны. Это может быть использовано его противниками во втором туре. Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия. 

14 марта 2016 | 23:00

Принципы нормализации отношений между Россией и Евросоюзом

14 марта министры иностранных дел ЕС собрались для важнейшего «мозгового штурма» за всю их карьеру. Судьба беженцев или даже сирийский конфликт - все эти актуальные темы меркнут перед задачей по нормализации отношений с Россией. И речь не просто о тактической нормализации - Евросоюз должен фактически определить новые правила игры и основы стратегических отношений с Россией в посткрымский период.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова