Геворг Мирзаян
Артем Соколов
16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. Несмотря на заявления критиков о неэффективности организации, СНГ продолжает играть значимую роль на постсоветском пространстве, выступая в качестве дискуссионной и культурной площадки. Документы прошедшего саммита подтверждают стремление стран-участников Содружества закрепить его коммуникационную функцию.
ПРЕМИУМ
23 сентября 2016 | 18:22

Что делает СНГ по-прежнему востребованным

16 сентября в Бишкеке состоялся юбилейный саммит Содружества Независимых Государств. В его работе приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана. Молдавия была представлена на уровне премьер-министра, Туркмения — вице-премьера, Узбекистан представляет глава МИДа, а Украину — посол в Киргизии. На повестке дня стояло 15 вопросов по развитию сотрудничеств стран-участниц в экономике, социальной сфере, безопасности и культуры.

Одним из центральных вопросов саммита стал сам факт существования СНГ. За прошедшие 25 лет с момента учреждения организации для многих экспертов она представляется нежизнеспособным образованием. С момента распада СССР интересы и геополитические пути бывших союзных республик сильно разошлись. Такие страны, как Грузия или Украина, не выражают желания участвовать в совместных интеграционных проектах с Россией, в то время как сама Москва давно оставила попытки стянуть вокруг себя постсоветское пространство в формате СНГ и сосредоточилась на проекте Евразийского союза. Ряд экспертов уже успели сравнить СНГ с зомби – мертвым организмом, изредка проявляющим невразумительную активность.

Однако, рассуждая о текущей политической роли Содружества Независимых Государств, стоит помнить, что основной целью его создания были, в первую очередь, нормализация дезинтеграции Советского союза и создание площадки для разрешения возможных противоречий при разделе единого экономического и геополитического пространства. После того как эта задачи были в целом решены, стало очевидно, что использовать СНГ для обратного процесса – создания новой интеграционной модели – оказалось малоэффективно.

Означает ли это, что СНГ выполнило свою историческую роль, и организацию следует растить за ненадобностью?

По мнению ряда экспертов, Содружество Независимых Государств может продолжить эффективно работать в качестве дискуссионной площадки, которая объединит столь различные между собой бывшие советские республики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:

«…для этого нужно лишь сделать так, чтобы ни у кого не было от Содружества завышенных ожиданий. То есть формально превратить его в толерантную дискуссионную площадку, где будут участвовать разные, независимые, но при этом связанные общей исторической судьбой страны. В таком СНГ будет место и пытающейся обрести свою идентичность Молдове, и прозападной Грузии, и даже Украине — если, конечно, Киев откажется от провокации соседей по постсоветскому пространству и вернется к проведению многовекторной политики».

Принятые на последнем саммите документы указывают на желание стран-участниц сохранить коммуникационные потенциал СНГ. Так, было принято решение о сокращении численности бюрократического аппарата СНГ (на 11% сократится Межгосударственный статистический комитет), подписаны программы сотрудничества между государствами-участниками в различных сферах до 2020 г. В качестве своеобразной пробы Содружества как дискуссионной площадки стало инициирование переговоров между Россией и Молдовой по вопросу введения пошлин на молдавские товары после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с ЕС.

СНГ, безусловно, не может оставаться эффективной организацией, действуя исходя из реалий 1990-х годов. Однако у Содружества есть потенциал для реформ и трансформации с учетом вызовов времени. И здесь усиливающиеся различия между его участниками могут пойти на пользу. СНГ может стать уникальной переговорной и культурной площадкой, аккумулирующей в себе всё динамичное многообразие постсоветского пространства.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 августа 2015 | 14:29

Дайджест внешней политики США за неделю (7 - 14 августа)

Одной из наиболее актуальных внешнеполитических тем, обсуждавшихся на прошедшей неделе в Вашингтоне, стал вопрос о законодательной основе применения США силы в Ираке и Сирии в борьбе с ИГ. По прошествии года с начала беспорядков в городе Фергюсон американские власти по-прежнему пытаются выявить глубинные причины этого явления, а также найти решение проблемы поведения правоохранительных органов в отношении афроамериканских общин - между тем, беспорядки возобновились. Американские СМИ на этой неделе подчеркивали склонность Госдепартамента к смягчению напряженности в отношениях с Россией, между тем, Пентагон и экспертное сообщество настойчиво повторяют тезис о Москве как главной угрозе безопасности США и Европы.

28 ноября 2015 | 13:00

Блокадное продолжение: Выборы в Приднестровье ухудшат положение республики

В воскресенье, 29 ноября, в Приднестровье пройдут местные выборы, итог которых, каким бы он ни был, обострит ситуацию в республике. На протяжении нескольких месяцев здесь усиливается турбулентность: этому способствует блокада со стороны соседей и углубление экономического кризиса. Политические и экономические проблемы в совокупности вполне могут поставить под вопрос само существование ПМР как независимого государства.

30 октября 2015 | 13:00

Узоры персидского ковра: как Ирану стать региональным лидером

Иран мог бы действовать в обход США - совместно с Россией, заинтересованной в эффективной стабилизации Ближнего Востока и, в общем-то, занимающейся этой стабилизацией в Сирии. Проблема в том, что у Ирана и России, несмотря на внешнее согласие и совпадение интересов разное понимание слова «стабилизация». Иран жаждет ликвидации своих противников и хочет сам контролировать регион от Афганистана до Леванта. Москве же нужен баланс сил между всеми игроками региона.

11 сентября 2014 | 01:45

Почему решение кризисов на Ближнем Востоке – обязанность США?

Сирийская оппозиция и ее региональные патроны в лице, прежде всего, Саудовской Аравии и Катара, объективно слабые с военной точки зрения, настаивают на большем вовлечении США, в частности – в сирийском конфликте. Это противоречит намерениям Белого дома сокращать свое непосредственное участие в делах региона, сохраняя свое присутствие в нем за счет переложения ответственности на своих союзников. Однако эти союзники (речь, в первую очередь, идет о Саудовской Аравии и Катаре), которые, что принципиально, претендуют на роль лидеров на Ближнем Востоке, к такой ответственности, очевидно, не готовы и по-прежнему предпочитают решать возникающие конфликты руками США.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова