Иван Лошкарёв
Находящаяся у власти «миноритарная» коалиция либерал-демократов и демократов пытается сохранить власть, несмотря на свою управленческую несостоятельность. На этом фоне помимо условно пророссийской оппозиции сформировались проевропейские политические проекты с антиправительственной риторикой. В ближайшие недели правящей коалиции предстоит представить в парламент кандидатуру нового главы правительства, а значит предстоит большая закулисная дискуссия.
ПРЕМИУМ
23 июня 2015 | 09:49

Сценарии разрешения правительственного кризиса в Молдавии в 2015 году

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

В Молдавии на фоне отставки правительства и двойственных результатов местных выборов происходит перераспределение влияния политических сил. Находящаяся у власти «миноритарная» коалиция либерал-демократов и демократов пытается сохранить власть, несмотря на свою управленческую несостоятельность. На этом фоне помимо условно пророссийской оппозиции сформировались проевропейские политические проекты с антиправительственной риторикой. В ближайшие недели правящей коалиции предстоит представить в парламент кандидатуру нового главы правительства, а значит предстоит большая закулисная дискуссия и обмен публичными колкостями. Если участники «миноритарной» коалиции не договорятся, то возможны различные сценарии развития событий.

Отставка премьер-министра Кирилла Габурича формально была вызвана скандалом вокруг его сфальсифицированного диплома о среднем образовании, но фактически была инициирована фракциями «миноритарной» коалиции. Перед местными выборами (в том числе, в таких важных городах как Кишинев, Бельцы, Комрат) роспуск правительства позволил всем политическим силам разыгрывать роль «третьей» силы и выступать с критикой власти. Кроме того, отставка Габурича позволила либерал-демократам и демократам отложить политический торг с коммунистами по поводу министерских назначений: Владимир Воронин неоднократно высказывал претензии к руководителям ведомств обороны, финансов, образования. Вдобавок, из Брюсселя изредка напоминали, что восстановление полноценной проевропейской коалиции с участием либералов остается предпочтительным вариантом развития событий.    

14 июня в Молдавии прошли местные выборы. Хотя на уровне районов и населенных пунктов избиратели чаще голосуют за конкретных управленцев и представителей партий власти, граждане страны примерно в половине случаев предпочли поддержать оппозицию. На выборах городских и сельских советников «миноритарные» партии получили 55,12% голосов, на выборах в районные советы – 46,07%. Несмотря на значительное число нарушений на выборах, представительство основных парламентских партий снизилось: коммунистов – приблизительно в 3 раза, либералов – на четверть, либерал-демократов и демократов – на 3-4%. По сравнению с местными выборами 2011 года прорыв совершили три политические силы – Партия социалистов (16,6% - в районных и муниципальных советах, 12,3% - в городских и сельских), «Наша партия» бизнесмена Ренато Усатого (11,1% и 8,2% соответственно) и платформа бывшего премьер-министра Юрия Лянкэ (7,6% и 5,9% соответственно). Результаты голосования отчетливо демонстрируют, что значительная часть общества недовольна нынешней властью и конституционным устройством, которое позволяет не самым популярным партиям формировать правительство. Но в то же время это недовольство населения недостаточно четко оформилось, ведь ДПМ и ЛДПМ получили первое и второе места в неформальном партийном зачете, как и на местных выборах 2011 года.

Можно предположить несколько сценариев развития событий. Первый вариант – восстановление «миноритарной» коалиции и негласной поддержки нового состава правительства со стороны коммунистов. Лидер коммунистов Владимир Воронин открыто выдвинул несколько политических требований, среди которых законодательное закрепление нейтралитета страны. Кроме того, у Воронина есть несколько кадровых «нет»: никакого участия в правительстве лидеров демократов Мариана Лупу и Владимира Плахотнюка, никакого взаимодействия с Либеральной партией. Неясно, насколько ДПМ и ЛДПМ будут готовы прислушиваться к мнению коммунистов, ведь разрыв с либералами был во многом вызван именно нежеланием либерал-демократов и демократов делать уступки партнерам по коалиции.

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 апреля 2014 | 15:30

Казахстан во внешней политике Турции

Политика Турции в Казахстане опирается на идею единства тюркских народов. В предвыборной декларации партии Рэджепа Эрдогана говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам».

5 августа 2016 | 15:29

Политический раскол в США перестал быть партийным

Гипертрофированное внимание к России в контексте выборов – следствие редкой для США неуверенности в себе. Связано оно не с реальным или мнимым вмешательством Москвы во внутреннюю политику США. Оно вызвано непониманием американским политическим истеблишментом причин популярности протестных настроений и готовности людей голосовать за Трампа. США переживают самый глубокий раскол общества за последние десятилетия.

22 сентября 2016 | 17:32

Саммит ЕС в Братиславе не преодолел европейский кризис

16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, в ходе которого лидеры 27 входящих в Европейский союз стран искали выход из сложившегося системного кризиса проекта объединенной Европы. Переговоры не смогли разрешить сохраняющиеся противоречия между евроскептиками из стран Вышеградской группы и оптимистами из Брюсселя. России стоит извлечь уроки из европейского кризиса и не повторять чужих ошибок в работе с Евразийским союзом.

5 февраля 2016 | 10:31

Дайджест внешней политики США за неделю (29 января-4 февраля)

Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.