В Молдавии на фоне отставки правительства и двойственных результатов местных выборов происходит перераспределение влияния политических сил. Находящаяся у власти «миноритарная» коалиция либерал-демократов и демократов пытается сохранить власть, несмотря на свою управленческую несостоятельность. На этом фоне помимо условно пророссийской оппозиции сформировались проевропейские политические проекты с антиправительственной риторикой. В ближайшие недели правящей коалиции предстоит представить в парламент кандидатуру нового главы правительства, а значит предстоит большая закулисная дискуссия и обмен публичными колкостями. Если участники «миноритарной» коалиции не договорятся, то возможны различные сценарии развития событий.
Отставка премьер-министра Кирилла Габурича формально была вызвана скандалом вокруг его сфальсифицированного диплома о среднем образовании, но фактически была инициирована фракциями «миноритарной» коалиции. Перед местными выборами (в том числе, в таких важных городах как Кишинев, Бельцы, Комрат) роспуск правительства позволил всем политическим силам разыгрывать роль «третьей» силы и выступать с критикой власти. Кроме того, отставка Габурича позволила либерал-демократам и демократам отложить политический торг с коммунистами по поводу министерских назначений: Владимир Воронин неоднократно высказывал претензии к руководителям ведомств обороны, финансов, образования. Вдобавок, из Брюсселя изредка напоминали, что восстановление полноценной проевропейской коалиции с участием либералов остается предпочтительным вариантом развития событий.
14 июня в Молдавии прошли местные выборы. Хотя на уровне районов и населенных пунктов избиратели чаще голосуют за конкретных управленцев и представителей партий власти, граждане страны примерно в половине случаев предпочли поддержать оппозицию. На выборах городских и сельских советников «миноритарные» партии получили 55,12% голосов, на выборах в районные советы – 46,07%. Несмотря на значительное число нарушений на выборах, представительство основных парламентских партий снизилось: коммунистов – приблизительно в 3 раза, либералов – на четверть, либерал-демократов и демократов – на 3-4%. По сравнению с местными выборами 2011 года прорыв совершили три политические силы – Партия социалистов (16,6% - в районных и муниципальных советах, 12,3% - в городских и сельских), «Наша партия» бизнесмена Ренато Усатого (11,1% и 8,2% соответственно) и платформа бывшего премьер-министра Юрия Лянкэ (7,6% и 5,9% соответственно). Результаты голосования отчетливо демонстрируют, что значительная часть общества недовольна нынешней властью и конституционным устройством, которое позволяет не самым популярным партиям формировать правительство. Но в то же время это недовольство населения недостаточно четко оформилось, ведь ДПМ и ЛДПМ получили первое и второе места в неформальном партийном зачете, как и на местных выборах 2011 года.
Можно предположить несколько сценариев развития событий. Первый вариант – восстановление «миноритарной» коалиции и негласной поддержки нового состава правительства со стороны коммунистов. Лидер коммунистов Владимир Воронин открыто выдвинул несколько политических требований, среди которых законодательное закрепление нейтралитета страны. Кроме того, у Воронина есть несколько кадровых «нет»: никакого участия в правительстве лидеров демократов Мариана Лупу и Владимира Плахотнюка, никакого взаимодействия с Либеральной партией. Неясно, насколько ДПМ и ЛДПМ будут готовы прислушиваться к мнению коммунистов, ведь разрыв с либералами был во многом вызван именно нежеланием либерал-демократов и демократов делать уступки партнерам по коалиции.
Второй вариант развития событий – восстановление полноценной проевропейской коалиции. Предположения о реализации этого сценария в предвыборный период неоднократно делал лидер социалистов Игорь Додон. По его мнению, основным требованием либералов будет пост премьера или вице-премьера для Дорина Киртоакэ. Этот политик, скорее всего, не сумеет выиграть во втором туре выборов мэра Кишинева, а, значит, будет нуждаться в новом рабочем месте. Помимо кадровых запросов, Либеральная партия потребует свернуть в парламенте инициативы по законодательному закреплению нейтралитета страны, которые создают барьеры для интеграции Молдавии и НАТО.
Подобные метания «миноритарной» коалиции от либералов к коммунистам и обратно могут свидетельствовать о новой политической практике парламентского балансирования, когда для снижения запросов некрупных фракций периодически меняется состав правительственной коалиции.
Вероятно, приглашение либералов в коалицию не будет означать разрешения политического кризиса в стране. Более того, через некоторый период (возможно, несколько месяцев или год) не исключен распад коалиции трех проевропейских партий и переход к «миноритарной» коалиции с негласным участием коммунистов.
Наконец, третий вариант развития событий – широкая коалиция с формальным или неформальным участием коммунистов и либералов – представляется вероятным только при внешнем вмешательстве. Рейтинг коммунистов будет падать и далее, так что угроза роспуска парламента, которая может возникнуть, если либералы не договорятся по всем позициям с «миноритарной» коалицией, - это заведомо неприемлемый исход для Владимира Воронина. Соответственно, связка ЛДПМ и ДПМ может использовать ослабление коммунистов, чтобы снизить их запросы. Однако без целенаправленного давления Брюсселя либералы Михая Гимпу в одну коалицию с коммунистами не войдут. Безусловно, широкая коалиция обеспечит устойчивость правительства, поскольку коммунисты и либералы будут уравновешивать не только друг друга, но и фракции нынешней «миноритарной» коалиции. Таким образом, устойчивость парламентской коалиции в Молдавии возможна при оперативном вмешательстве Брюсселя.
Главная задача либерал-демократов и демократов – не допустить внеочередных парламентских выборов. Электоральный рейтинг этих политических сил падает, хотя и умеренными темпами.
В целом, проевропейская повестка дня теряет популярность среди населения страны.
Даже по данным ангажированного «Барометра общественного мнения», за присоединение к ЕС сейчас проголосовало бы 32,1% опрошенных, к Евразийскому экономическому Союзу – 50%. В ноябре 2014 года соотношений симпатий к ЕС и ТС составляло 39% к 43%. А поскольку на проевропейском электоральном поле появился политический проект Юрия Лянкэ, шансы «миноритарной» коалиции на сохранение нынешних позиций в гипотетической избирательной кампании сокращаются ещё сильнее. Поэтому для связки ДПМ и ЛДПМ важно создать коалицию, желательно на благоприятных условиях. Но при значительной неуступчивости либералов и коммунистов либерал-демократы и демократы вынуждены будут пойти на компромисс. Соответственно, наиболее вероятны первые два сценария, в которых у «миноритарной» коалиции сохранится возможность выбирать партнера и шантажировать этой возможностью будущего участника нового проправительственного альянса.
В целом, запланированная предвыборная политическая дестабилизация – это плохой признак, свидетельствующий о глубоком кризисе нынешней элиты Молдавии.
Вероятно, эта дестабилизация отчасти сработала на результат ее инициаторов, ведь демократы и либерал-демократы фактически смогли привлечь на свою стороны неопределившихся избирателей. Однако краткосрочный эффект от таких действий не перекрывает долгосрочных проблем, в том числе в отношениях между основными политическими силами. Вероятно, даже при самом оптимистическом сценарии развития событий не удастся преодолеть серьезное отчуждение между политической элитой и основной массой населения Молдавии.
Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США.
Несмотря на все имеющиеся трудности и противоречия, Минские соглашения приводят к определенным подвижкам в процессе урегулирования конфликта на востоке Украины. Будущая "Дорожная карта" может стать важным этапом в нормализации мирной жизни на Донбассе. Однако для её разработки и реализации потребуется согласованная работа всех стран "Нормандской четверки".
Германия сохраняет решимость добиться статуса непостоянного члена Совета безопаснсоти ООН на период 2019-2020 годов. Поездка Хайко Мааса в Нью-Йорк для лоббирования кандидатуры ФРГ стала первым серьезным испытанием для нового министра. Маасу предстояло заручиться поддержкой не только Генерального секретаря ООН и США, но и представителей десятков стран Африки, Океании, Карибского бассеина.
Вместо того, чтобы пытаться установить контакты с имеющимися оппозиционными формированиями или решить проблему единства хотя бы в своих рядах, претендующая на координирующую роль оппозиционных сил Коалиция занята далекими от сирийских реалий разговорами о демократическом будущем Сирии и кадровыми перестановками в Правительстве, фактически не имеющем никакого отношения к своей стране.