Татьяна Тюкаева
Лидеры ЕС сделали краткий обзор текущих проблем экономики ЕС и описали свое видение мер ее стимулирования. Их важный компонент — приоритет расширения доступа на внешние рынки, включая российский.
ПРЕМИУМ
17 ноября 2014 | 16:00

Документ дня: Лидеры ЕС о планах борьбы с рецессией

Первые лица Евросоюза на саммите G20 высказались об экономических трудностях и украинском кризисе

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Прошедший 15-16 ноября в австралийском Брисбене саммит «Группы двадцати» был посвящен двум ключевым проблемам, объединившим его участников, — стимулированию экономического роста и борьбе с безработицей. Каждая страна-участница встречи представила свои предложения на этот счет. 15 ноября председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер провели совместную пресс-конференцию, ознакомив общественность с планами руководства ЕС по борьбе с возможной рецессией.

В своих комментариях ван Ромпей и Юнкер кратко изложили содержание подготовленной к саммиту «Стратегии роста ЕС». Это выступление важно тем, что проливает свет на самооценку европейскими лидерами текущего положения дел в экономике блока. Необходимо отметить, как ван Ромпей и Юнкер оценивают воздействие внешних факторов, включая взаимный санкционный режим с Россией и конъюнктуру мировых цен на энергоносители. Для России ЕС остается главным коллективным торговым партнером, отношения с которым будут носить стратегический характер на обозримую перспективу.

Лидеры ЕС сделали краткий обзор текущих проблем экономики ЕС. По их оценкам, она восстанавливается медленнее, чем ожидалось. Особенно болезненна безработица, которая, как и низкий экономический рост, распределена между странами блока неравномерно. Среди внешних причин низкого роста были названы падение интереса инвесторов к вложениям из-за геополитической напряженности на востоке и юге от Европы, а также замедление развивающихся экономик мира, что затормозило рост экспорта из ЕС. Важные внутренние причины — высокая задолженность частных компаний ЕС и незавершенность структурных реформ.

Лидеры ЕС описали свое видение мер стимулирования европейской экономики. Их важный компонент — приоритет расширения доступа на внешние рынки, включая российский. Вероятно, поэтому Жан-Клод Юнкер указал, что, несмотря на разногласия с Россией по вопросу о ситуации на Украине, на данном этапе он не видит необходимости расширения секторальных санкций.

Жан-Клод Юнкер: "Я бы хотел кратко обозначить три основных вопроса, о которых я и ван Ромпей будем сегодня говорить.

Во-первых, это инвестиционный вопрос. Наша встреча происходит на фоне очень скромных темпов экономического восстановления. Скорость роста мирового ВВП сегодня ниже, чем ожидалось, и европейский ВВП также увеличивается медленнее, чем мы предполагали. Надо лучше стимулировать восстановление экономики. Каждый из нас должен внести свой вклад. Хорошо, что в ходе июльского саммита «Группы двадцати» государства-члены смогли выработать стратегию развития. Мы поддерживаем брисбенский «План действий», предложенный Австралией, и активно выступаем за достижение соглашения о создании глобального инфраструктурного хаба для объединения инвесторов и потенциальных инвестиционных проектов на одной площадке. До конца года в Европейском союзе мы планируем создать инвестиционный фонд в размере 300 миллиардов евро в сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком и Европейской комиссией.

Второй вопрос, который я затрону, касается соглашения о создании трансатлантической зоны свободной торговли. Завтра состоится встреча премьер-министров Евросоюза с президентом Обамой, где мы обсудим этот вопрос и изложим европейскую позицию. Она заключается в том, что мы приветствуем соглашение, но не станем жертвовать продовольственной безопасностью Европы, нашими экологическими и здравоохранительными стандартами или культурным разнообразием ради свободной торговли. И мы хотели бы внести некоторую прозрачность в наши переговоры.

Третий вопрос затрагивает налоговую политику. Об этом сегодня в Европе с новой силой развернулись дискуссии. Мы хотим выступить с предложением к странам «Группы двадцати» присоединиться к усилиям европейцев для увеличения транспарентности в сфере налогов. Мы сделаем все возможное, чтобы реализовать план действий ОЭСР против размывания налоговой базы и вывода прибыли (BEPS — Base erosion and profit shifting). Мы также поддерживаем инициативу по автоматическому обмену информацией по вопросу налогового регулирования. Я обратился с просьбой к члену Европейской комиссии, ответственному за налоговую политику, подготовить директиву об автоматическом обмене данными в сфере налогов в Европе".

Херман ван Ромпей: "Я буду краток и сосредоточусь только на нескольких моментах, чтобы дополнить то, о чем только что говорил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.

Во-первых, о глобальной экономике. Основное внимание саммита «Группы двадцати» будет сконцентрировано на вопросах экономического роста и занятости. Восстановление глобальной и европейской экономики идет медленнее, чем ожидалось, как уже отметил председатель Европейской комиссии. Более того, оно протекает неравномерно и не обеспечивает создание необходимого числа рабочих мест. Восстановление в еврозоне обусловлено внутренними и внешними факторами. Геополитическая напряженность на наших восточных и южных границах препятствует возрождению уверенности в себе. Экономический спад некоторых развивающихся экономик сократил рост нашего экспорта. В то же время серьезным внутренним фактором, препятствующим инвестициям, является большая задолженность частного сектора. И даже несмотря на достаточно благоприятную кредитно-денежную и нейтральную бюджетную политику в 2014-2015 годах, восстановление происходит незначительными темпами. Нам необходимо преодолеть наши структурные проблемы, и мы этим занимаемся. Я уверен, что следующее десятилетие не станет кризисным для Европы, в том числе и с экономической точки зрения. Европа выполнит свою часть работы.

За последние несколько лет кризиса Европа, и в особенности страны еврозоны, провели много реформ, как на национальном, так и на уровне Евросоюза. Их целью было укрепление структуры нашего экономического и валютного союза. Из последних и наиболее важных таких реформ — создание банковского союза и осуществление стресс-тестов банков, что будет способствовать укреплению финансового сектора в Европе. В свою очередь, это стимулирует частные инвестиции в малые и средние предприятия ЕС. Между тем необходимо делать больше для экономического восстановления и создания рабочих мест. Нам нужно работать для удовлетворения как спроса, так и предложения. И поэтому мы должны серьезно увеличить инвестирование в Европе. И в этом контексте я приветствую инвестиционную инициативу в объеме 300 миллиардов евро Жан-Клода Юнкера, о которой он только что говорил. Мы верим, что инвестиционные инициативы «Группы двадцати» и ЕС будут работать на взаимное усиление.

Предоставленные государствами «Группы двадцати» стратегии развития станут важным инструментом реализации тех обязательств, которые мы здесь даем. Экономическое развитие, помимо финансового, включает и другие вопросы. ЕС должен воспользоваться своим самым главным преимуществом — единым рынком. Мы должны работать над продвижением идеи создания энергетического союза, о чем договорились лидеры европейских государств на заседании Европейского совета в октябре этого года. Нам следует также проработать идею формирования киберсоюза и исследовательского и инновационного пространства. Позвольте мне напомнить вам об исследовательской программе ЕС «Горизонт 2020» стоимостью 80 миллиардов евро, являющейся крупнейшей исследовательской программой в мире. Помимо этого на внутреннем уровне нам необходимо продолжать реформировать наши рынки труда, а на внешнем — развивать международную торговлю. Европейский союз остается очень открытой экономикой без склонности к протекционизму.

Напротив, с одними странами, например с Канадой, мы заключаем соглашения о свободной торговле, а с другими, например с США и Японией, ведем переговоры об этом. Кроме того, хотел бы объявить «Группе двадцати» о серьезном позитивном решении, касающемся международных переговоров по вопросу изменения климата, которые состоятся в Париже в декабре следующего года. В ходе последнего заседания Европейского совета, состоявшегося менее месяца назад, государства ЕС пришли к согласию в отношении достаточно амбициозных целей по проблеме изменения климата и энергетики на период 2020-2030 годов. В частности, по вопросам юридически обязывающего сокращения выбросов СО2 минимум на 40 процентов, увеличения энергоэффективности и доли возобновляемых источников энергии в общем объеме до минимум 27 процентов и развития европейского энергетического рынка.

Это не только очень положительно скажется на климате, но и будет хорошо для европейских экономических акторов, так как они смогут действовать в условиях предсказуемости в долгосрочной перспективе. На сегодня Европейский союз уже лидер с точки зрения энергоэффективности экономики, и мы надеемся, что и другие крупные экономики последуют европейскому примеру и примут подобные обязательства, что позволит достичь прорыва по вопросу энергетики и изменения климата. В этом контексте также хотелось бы напомнить «Группе двадцати» о том, что Европейский союз — крупнейший донор помощи развитию. Также все государства ЕС в полном виде ратифицировали решение МВФ 2010 года о квотах и реформе управления.

Третья тема, о которой я хотел бы упомянуть, касается Украины и России. Хотя этот вопрос не входит в повестку дня саммита «Группы двадцати», ситуация с учетом продолжающейся эскалации военного конфликта вызывает большие опасения. В воскресенье лидеры государств ЕС встретятся с президентом Обамой и обсудят украинскую ситуацию. Но я хотел бы в очередной раз повторить, что, по мнению Европейского союза, решение кризиса может быть только политическим. Мы продолжим использовать все имеющиеся в нашем распоряжении дипломатические инструменты, включая санкции. В понедельник министры иностранных дел ЕС изучат нынешнюю ситуацию и обсудят возможные дальнейшие меры. Необходимо не допустить возвращения к полномасштабному конфликту. Стороны должны придерживаться тех обязательств, которые они взяли на себя в сентябре в Минске. Мы особенно призываем повстанцев и украинские власти проявлять максимальную сдержанность. Россия, со своей стороны, должна воспользоваться своим влиянием на повстанцев, чтобы обеспечить реализацию минских соглашений. Необходимо, чтобы Россия прекратила поставлять вооружение и отправлять войска на территорию Украины, а также вывела свои силы, уже присутствующие на украинской территории.

В завершении, возвращаясь к брисбенской повестке «Группы двадцати», хотелось бы подчеркнуть, что по всем вопросам — глобальной экономике, изменению климата, энергетике, а также налогообложению — мы не можем действовать каждый сам по себе. Необходимо, чтобы все международное сообщество сотрудничало — и в этом «Группа двадцати» может сыграть решающую роль. Мы выражаем одобрение тем, как этот саммит организован Австралией, и поддерживаем брисбенский «План действий»".

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

8 апреля 2016 | 20:16

Дайджест внешней политики США за неделю (1-7 апреля)

На фоне «панамского скандала» Администрация США решила воспользоваться ситуацией, чтобы ужесточить американское законодательство в области борьбы с утечкой капитала из страны. Госдепартамент и Пентагон, до сих избегавшие комментариев по поводу предвыборной гонки, были вынуждены всерьез заняться исправлением внешнеполитического имиджа США. Публикация письма законодателей к Госсекретарю с требованием проверить ситуацию с правами человека в Израиле и Египте вызвала множество вопросов о взаимосвязи между американскими интересами и стремлением защищать демократические ценности.

7 апреля 2014 | 18:22

Международная конкуренция за урановые руды Казахстана

Россия получила доступ к приблизительно 20% извлекаемых запасов и ежегодной добычи урана в Казахстане, что сделало ее абсолютным лидером на урановом рынке этой страны. Остальные участвующие страны контролируют совокупно около 20,5% запасов и 23,4% ежегодной добычи.

9 апреля 2015 | 19:05

Москва не торопится разыгрывать греческую карту

В Россию с государственным визитом прибыл греческий премьер Алексис Ципрас. Этот визит заставил нервничать Европу и рассматривался в Брюсселе не иначе как "политический спектакль". Однако переговоры закончились общими декларациям - по некоторым причинам Россия пока не стала использовать греческую фронду для давления на ЕС.

6 марта 2015 | 21:50

Ценность казахстанского эксперимента

Финансовый кризис 2014-2015 годов по сути начался еще в 2013 году, когда работавшие в развивающихся странах инвесторы отправились обратно покорять обозначивший тенденции к росту американский рынок. Для самих же развивающихся стран, подсевших на дешевые западные кредиты и сделавших данные кредиты залогом своего экономического роста, инвестиционная миграция стала триггером, запустившим цепочку экономических проблем.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова