Павел Дятленко
Иран, выйдя из-под международных санкций, пытается быстро расширить экономическое и политическое сотрудничество с соседями в Евразии. В конце декабря президент Ирана Хасан Роухани совершил ряд официальных визитов в страны СНГ. В ходе поездок в Армению, Казахстан и Кыргызстан были намечены контуры новых совместных экономических проектов.
ПРЕМИУМ
30 января 2017 | 16:37

Иран расширяет сотрудничество с соседями по Евразии

Бишкек, Кыргызстан - Иран, выйдя из-под международных санкций, пытается быстро расширить экономическое и политическое сотрудничество с соседями в Евразии.

В конце декабря президент Ирана Хасан Роухани совершил ряд официальных визитов в страны СНГ. В ходе поездок в Армению, Казахстан и Кыргызстан его сопровождало большое количество иранских предпринимателей.

В ходе визита в Астану Х. Роухани и Н. Назарбаев обсудили реализацию проектов, которым дали старт весной 2016 года во время визита президента Казахстана в Иран. Тогда стороны подписали договоров на 1 млрд. долларов в сфере транзита и логистики (открытие прямых авиарейсов между странами, строительство логистических центров, зерновых и контейнерных терминалов), банковских проектов, геологоразведки и сельского хозяйства, развития туризма.

Во время визита в Бишкек президенты Ирана и Кыргызстана впервые подписали «Программу долгосрочного сотрудничества между Кыргызстаном и Ираном на 2016-2026 годы». Стороны обсудили получение статуса Ирана в ШОС, строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран, взаимную отмену виз, введение преференций в банковской системе и оплате таможенных пошлин, иранские инвестиции в гидроэнергетику Кыргызской Республики, проекты в сфере сельского хозяйства и строительства водозаборных объектов на территории Кыргызстана, борьбу с терроризмом. На экспертном уровне стороны ведут переговоры о взаимном обмене участками в рамках свободных экономических зон, в частности участке иранского порта Бендерабас на одну из свободных экономических зон в Кыргызстане.

Реализация некоторых из заявленных экономических и торговых проектов вполне возможна. На данный момент Казахстан и Кыргызстан активно ищут ресурсы для развития в условиях кризиса. Особенно важны для них ресурсы некитайского происхождения, так как местные элиты боятся быстро растущей односторонней зависимости от КНР.

Среди прочего, Центральная Азия является для Ирана площадкой, где он продвигает не только свои проекты, но и может подключиться на взаимовыгодных условиях к проектам КНР и России.

Евразийская экономическая комиссия рассматривает возможность создания на границе Армении и Ирана зоны свободной торговли, что имеет особое значение не только для Армении, но и для ЕАЭС, так как Армения – единственная страна экономического союза, имеющая сухопутную границу с ИРИ.

Проект по созданию единой сети железных дорог между странами Центральной Азии и Ираном, давно продвигаемый иранской стороной, сложен для реализации по целому ряду причин. Однако появление подобного инфраструктурного решения будет выгодно для стран Центральной Азии и Закавказья, которые получат выход через иранские порты в Азиатско-Тихоокеанский регион. Реализация этого проекта может заинтересовать и Китай, которые может вписать его в продвигаемую Пекином стратегию «одного пояса и одного пути».

Иран заинтересован в загрузке своей логистико-транспортной системы, привязке своих северных и северо-восточных соседей к ней, подключению к китайским проектам в рамках «Экономического пояса Шелкового пути» и участии в транзите потоков китайских товаров, идущих через Центральную Азию в Европу.  

Расширение политического и культурного сотрудничества Ирана с Центральной Азией может ослабить влияние его геополитических конкурентов, имеющих сильные позиции в регионе (арабские страны и Турция). Хотя сейчас политическое сотрудничество Ирана с регионом носит ограниченный характер из-за наличия серьезных культурных и религиозных различий, беспокойства региональных элит по поводу исламского характера государственного устройства ИРИ, памятью о сложной истории взаимоотношений и конфликтах между народами региона и Ираном.

Также развитие связей с Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном полезно для Ирана улучшением его отношений с блоками, в которые входят перечисленные государства – ЕАЭС и ОДКБ. Также можно назвать и ШОС, куда входят Казахстан и Кыргызстан, а Армения является партнером по диалогу.

Большое значение для Ирана имеет антитеррористическое сотрудничество со странами Центральной Азии и Кавказа. Заинтересованность обеих сторон во взаимодействии состоит в том, что среди боевиков, воюющих в рядах террористических организаций в Сирии, Ираке и Афганистане достаточно много выходцев из стран Центральной Азии. Возможно, оно идет в двустороннем формате и через ШОС.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 апреля 2015 | 04:00

Путь к светлому прошлому

Люди из Блока Петра Порошенко активно копают под Яценюка, премьерский «Народный фронт» в лице депутата Антона Геращенко называет Юлию Тимошенко и Олега Ляшко агентами ФСБ, сама Юлия Владимировна присоединяется к травле Яценюка. На фоне этого слишком много знающие бывшие соратники Януковича отстреливаются или совершают загадочные самоубийства, а минские соглашения находятся на грани срыва. Однако у киевских властей есть более важные задачи: они принимают серию законов по глобальному переписыванию украинской истории XX века.

7 апреля 2016 | 17:00

Досрочные выборы на Украине как удар по позициям президента и украинской политике Запада

Оптимальным для Украины сценарием было бы проведение досрочных выборов и формирование новой, центристской коалиции из БПП, Самопомощи и ряда партий, представляющих юго-восток страны. Это был бы первый шаг на пути вывода страны из состояния гражданского конфликта. Однако данный сценарий не оптимален для самого Порошенко, поскольку угрожает его власти, поэтому вряд ли этот сценарий будет реализован.

12 мая 2014 | 21:39

Украинский кризис и логика внешней политики Индии

Ключом к пониманию политики Дели является провозглашенный во внешней политике страны курс на поддержание «стратегической автономности». Ключевой задачей Индии стало создание условий, в которых ни одно государство не сможет оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать ее действовать вопреки собственным интересам.

6 марта 2015 | 22:58

Документ дня: Доклад директора национальной разведки США Джеймса Клаппера

Американцы продолжают рассматривать дела на постсоветском пространстве через призму игры с нулевой суммой. Все, что хорошо для России, плохо для коллективного Запада. И наоборот. Подобный подход, конечно, не только сомнителен, но и крайне неконструктивен.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова