Дмитрий Офицеров-Бельский
Геворг Мирзаян
Артем Соколов
16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, в ходе которого лидеры 27 входящих в Европейский союз стран искали выход из сложившегося системного кризиса проекта объединенной Европы. Переговоры не смогли разрешить сохраняющиеся противоречия между евроскептиками из стран Вышеградской группы и оптимистами из Брюсселя. России стоит извлечь уроки из европейского кризиса и не повторять чужих ошибок в работе с Евразийским союзом.
ПРЕМИУМ
22 сентября 2016 | 17:32

Саммит ЕС в Братиславе не преодолел европейский кризис

16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, на котором присутствовали лидеры 27 стран - членов Европейского союза. Поводом для саммита стал системный кризис, к которым столкнулась объединенная Европа в последние годы. Brexit, потоки мигрантов, экономические трудности, рост популярности правопопулистских партий – всё это проявления общего кризиса европейского проекта. Встреча в Братиславе была призвана найти пути решения актуальных европейских проблем.

Впервые мероприятие такого формата прошло без участия премьер-министра Соединенного Королевства. Тереза Мей формально имела право присутствовать на саммите, однако в Брюсселе рассудили, что и без строптивой Великобритании голоса евроскептиков будут звучать слишком громко. Традиционному лидеру ЕС – Германии в нынешних условиях всё труднее нести бремя ответственности за всю Европу и самоустранение Лондона стало небольшим облегчением для Ангелы Меркель, позиции которой стремительно ослабевают в ФРГ и за её пределами. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Дмитрия Офицерова-Бельского:

«За очень многими решениями последней поры стоит Берлин, но лидерство Германии теперь ослаблено, и европейские страны ищут новую точку согласия в ситуации, когда давление уже ни на кого не действует».

Однако даже в отсутствие британского премьер-министра переговоры шли непросто. Роль главных евроскептиков не без удовольствия примерили на себя страны Вышеградской группы под негласным лидерством Дональда Туска. В ходе заседаний председатель Евросовета предложил фактически отказаться от развития европейской интеграции и передать определение векторов и параметров интеграции в руки национальных правительств. Заявления Туска были поддержаны и другими представителями восточноевропейских государств.

Оппонировать польскому лидеру пришлось главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру. По его мнению, кризис европейской идеи не должен усиливать дезинтеграционные процессы, а, напротив, может быть преодолен лишь через углубление интеграции под руководством управляющих органов из Брюсселя. Юнкер подчеркнул важное значение ЕС как организации, обеспечивающий мир на европейском континенте и распад которой может привести к новым конфликтам между его бывшими членами.

Без внятного ответа остался один из острейших вопросов саммита – миграционный кризис. Здесь Вышеградская группа опять заявила о своей особой позиции, высказавшись за прекращение приема беженцев из стран Ближнего Востока. Компромиссное решение Брюсселя выделить деньги Болгарии на обустройство границы не встретило одобрения. В ближайшие дни страны, находящиеся на т.н. «Балканском маршруте» мигрантов, соберутся для решения проблемы в узком кругу, и возможно, принятые решения будут отличаться от общеевропейского подхода к миграционной проблеме. В свою очередь Венгрия проведет в октябре референдум по миграционным квотам.

Для России саммит ЕС в Братиславе был интересен с двух точек зрения. Во-первых, Москва имела возможность понаблюдать за «кризисным менеджментом» интеграционного объединения ближайшего соседа Евразийского союза, извлекая для себя полезные уроки. Во-вторых, саммит в Братиславе дал повод оценить текущее положение дел внутри ЕС и сделать прогноз о перспективах его развития. Для России важно, чтобы Европейский союз преодолел нынешний кризис и стал независимым в своих решениях. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:

«России нужен Евросоюз сильный, но при этом и ощущающий пределы своей силы. В этом случае Брюссель не только сохранит контроль над Восточной Европой (которая в ином случае подпадет под влияния США и рухнет в межнациональные противостояния), но и будет заинтересован в развитии кооперации с РФ, без которой невозможно воссоздание европейской системы безопасности. Не исключено, что такой прагматичный Евросоюз будет эффективнее защищать свои интересы перед теми же США, не позволяя ставить их под удар ради реализации американских задач по тому же сдерживанию России».

Сейчас ЕС далёк от решительных шагов и даже рассуждения Юнкера о перспективах создания европейской армии встречают критику со стороны евроскептиков, прежде всего, еще имеющей право «вето» в европейских делах Великобритании. Вероятно, что только текущий системный кризис поможет Брюсселю определиться со своими приоритетами и выстроить эффективную независимую интеграционную структуру.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

27 октября 2014 | 08:31

Политическое значение паники вокруг лихорадки Эбола в США

Барак Обама сосредоточился на сдерживании панических настроений в стране, которые, среди прочего, распространились и на американские фондовые рынки. Кроме заявлений, в которых он повторял слова о том, что несколько случаев заражения еще не являются эпидемией, был принят и ряд других мер, основной целью которых стало доказать населению, что правительство держит ситуацию под контролем.

27 января 2017 | 12:28

Дайджест внешней политики США (20 – 26 января)

Первая рабочая неделя Трампа была отмечена рядом указов и постановлений, обозначивших отход от политики предыдущей администрации. Напротив, Джеймс Мэттис стремился продемонстрировать преемственность прежнего курса Пентагона и независимость от риторики президента. После «очистки» дипломатического корпуса от политических назначенцев Белый дом «не попросил остаться» нескольких высокопоставленных служащих Госдепартамента.

13 ноября 2015 | 22:12

Дайджест внешней политики США за неделю (5-12 ноября)

Символический визит Нетаньяху в Вашингтон сигнализировал некоторое потепление в отношениях между Израилем и США, однако указал также на наличие ряда противоречий. Экспертные круги США обсуждают решение Белого дома об отправке в Сирию ограниченного американского контингента, которое не нашло поддержки в рядах конгрессменов. Между тем, попытки Обамы самостоятельно решить такие вопросы, как закрытие Гуантанамо и внесение изменений в миграционное законодательство, вызвали ожесточенные споры о разграничении Конституцией полномочий президента.

24 апреля 2014 | 18:10

Украинский кризис и интересы Турции в Крыму

Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова