В последние 13 лет развитие отношений между Анкарой и Москвой начало выходить за рамки экономического сотрудничества – вплоть до регионального распределения сфер политического влияния. Принципиально, что эти изменения происходили в результате совместных усилий лидеров обоих государств.
1 декабря Владимир Путин посетил с государственным визитом Турцию. В ходе визита российский президент принял участие в заседании Пятого Саммита Совета Сотрудничества в Анкаре, приоритетным вопросами которого стали двусторонние экономические отношения, а также меры, направленные на достижение поставленной руководством двух стран цели — увеличение товарооборота между Россией и Турцией до 100 млрд долл. к 2020 году. Также сообщается, что Анкара подняла вопрос о снижении цены на природный газ, закупаемый в России. Путин позитивно отреагировал на данное предложение и заявил о готовности снизить цену на 6%. Кроме того, Президент Путин сделал еще одно очень важное заявление касательно прекращения реализации проекта строительства газопровода «Южный Поток», который должен был проходить через турецкую исключительную экономическую зону. Параллельно с этим, турецкая и российская энергетические корпорации - «БОТАШ» и «Газпром» - подписали меморандум о создании на греческой границе газового хаба для продажи газа южно-европейским странам. По заявлению Владимира Путина:
«Все, кто заинтересован в получении энергоресурсов, смогут приобретать их там».
Помимо этого, Турция и Россия подписали новое соглашение о строительстве второго трубопровода «Голубой Поток». Президенты двух государств также обсудили ряд международных и региональных вопросов, прежде всего – события в Сирии и на Украине.
В ходе саммита министры экономики Турции и России подписали историческое соглашение из 5-пунктов, очерчивающих конкретные области преференциальной торговли. В частности, были затронуты вопросы устранения барьеров в торговле между двумя странами и создании таможенного союза, вопросы системы банковских расчетов и поощрении инвестиций, а также, что представляет особую важность, обсуждалась проблема использования национальной валюты – рубля и лиры – в двустороннем торговом обмене.
Большое значение российско-турецкой торговли наглядно демонстрирует статистика. Объем российских инвестиций в Турции составляет приблизительно 1,7 млрд долл., а турецкие инвестиции в России достигают почти к 1 млрд долл. Число российских туристов в Турции в 2014 году составило 5 млн, что свидетельствует о важной роли России в развитии турецкого туризма. На саммите было принято решение о продолжении развития туризма между двумя странами. В этой связи 2016 год будет объявлен перекрестным годом российско-турецкого туризма.
Вместе с тем, на совместной пресс-конференции отчетливо проявились различия позиций сторон по основным международным вопросам: так, заметно расходятся российский и турецкий подходы в решении сирийского кризиса. Однако, очевидно также и то, что в нынешнем переходном состоянии мировой политической системы, и для Москвы, и для Анкары важно дальнейшее развитие добрососедских отношений. Во время визита Путина в Анкару в турецкой прессе активно обсуждался вопрос о том, смогут ли Путин и Эрдоган изменить историю своих стран, что связано, в первую очередь с тем, что оба лидера в последние годы выступают с жесткой критикой в адрес Запада, в особенности – западную политику «двойных стандартов».
По мнению Посла России в Турции Андрея Карлова, украинский и крымский вопросы являются камнем преткновения в отношениях между двумя государствами, что объясняется тем, что Россия и Турция придают особое значение обсуждению даже тех вопросов, по которым позиции сторон расходятся.
Проводя итоги российско-турецкого саммита в Анкаре и в соответствии с заявлением генерального консула России в Анталии Александра Толстопятенко, следует подчеркнуть, что по многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени. Однако, принципиальное значение имеет то, что руководства обоих государств осознают важность сотрудничества и активно прикладывают усилия для его развития. Тот уровень экономических отношений, который существует между странами сегодня, позволяет говорить о том, что со временем Россия и Турция будут сближаться в политической сфере, а также при решении региональных вопросов.
29 ноября президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что решение о начале военной операции в Сирии было принято, чтобы положить конец руководству Башара Асада. Несмотря на нервную реакцию российских СМИ, риторика турецкого лидера является не более чем элементом торга за выгодные переговорные позиции. Москва и Анкара должны соотнести свои интересы в Сирии и на Ближнем Востоке, чтобы избежать повторения потенциально взрывоопасных ситуаций, имевших место в недавнем прошлом.
Прошедшие в Канаде парламентские выборы и победа на них Либеральной партии означает предстоящие изменения в американо-канадских отношениях: от решения одних проблем до возникновения противоречий - по другим. Бывший Госсекретарь США Киссинджер выразил свою точку зрения в отношении конфликта в Сирии и оптимальной, по его мнению, политики Вашингтона в отношении него: эксперт выдвигает непопулярное решение дилеммы о том, кого считать "меньшим злом" - Асада или ИГИЛ. Происходящие во внутриполитической жизни США события все более ощутимо чувствуют на себе влияние набирающей ход предвыборной гонки.
За 10 дней до выборов президента США директор ФБР Джеймс Коми заявил о возобновлении расследования "дела о переписке" Хиллари Клинтон. Причиной этого стали новые материалы, найденные у супруга бывшей помощницы кандидата от демократов. Дональд Трамп почти догнал по рейтингам свою соперницу, однако для решающего перевеса у республиканцев может не хватить времени.
Оптимальным для Украины сценарием было бы проведение досрочных выборов и формирование новой, центристской коалиции из БПП, Самопомощи и ряда партий, представляющих юго-восток страны. Это был бы первый шаг на пути вывода страны из состояния гражданского конфликта. Однако данный сценарий не оптимален для самого Порошенко, поскольку угрожает его власти, поэтому вряд ли этот сценарий будет реализован.