Вечером 17 декабря в столице Чеченской республики г. Грозном произошел ряд нападений на сотрудников полиции. Для нейтрализации преступников в городе был объявлен режим КТО. В ходе спецоперации, руководство которой взял на себя глава республики Рамзан Кадыров, было уничтожено девять боевиков, несколько человек задержано.
Возвращение в столицу Чечни режима КТО ставит вопрос о том, насколько успешно реализуется действующая политика по «замирению» республики. Критики указывают, на то, что спустя более 10 лет после окончания активных боевых действий, в Чечне продолжаются отдельные всплески активности боевиков, что указывает на очевидные проблемы в действующей модели управления. Сторонники другой точки зрения отмечают, что положение в Чечне демонстрирует реальную стабилизацию, а сама республика является единственным примером успешного преодоления сепаратистского проекта. По мнению аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:
«…никто не сказал, что отмена КТО – это наступление абсолютной и безоговорочной стабильности. В этом плане радикальные поборники модели «Чечня-форпост России» делают республике и стране в целом медвежью услугу, ибо всякий новый теракт или перестрелка в Грозном или других населенных пунктах воспринимается, как «обрушение витрины», «начало конца». Не говоря уже о том, что всякое проявление нестабильности провоцирует алармистские прогнозы, которые на практике не исполняются. И не происходит «скорого краха» потому, что республиканская элита, как бы кто к ней ни относился, демонстрирует, во-первых, определенную эффективность и приспособляемость к вызовам (так было после атаки на Центорой или нападений 2014 года), во-вторых, имеет свой ресурс популярности».
Сравнивая Чечню по стандартам, характерным для всего северокавказского региона, действительно, можно отметить позитивную динамику. Однако данное обстоятельство автоматически не делает действующую модель идеальной. Как отмечает Сергей Маркедонов:
«…как и всякая модель стабилизации конфликтного региона, кадыровская модель создает и определенные проблемы и вызовы. И в случае с Чечней - это сильная личность при слабых властных институтах, и жесткая реагирование, как на процессы реисламизации республики за рамками официальных мусульманских структур, так и на общественную активность, не разрешенную сверху. Весьма неоднозначно выглядит и практикуемая коллективная ответственность, применяемая и к родственникам боевиков. В условиях разложения традиционного семейно-родственного уклада этот принцип, скорее, не решает, а мультиплицирует проблемы».
Следует понимать, что стабильность в Чечне сегодня не может быть совершенной и абсолютной, проблемы и противоречия в ней сохраняются, несмотря на определенную «заморозку». При этом в решении актуальных проблем, таких как реисламизация, поиски национальной идентичности или соблюдение прав человека стоит руководствоваться рациональными подходами и работой на перспективу.
Среди наиболее значимых для политической жизни США событий этой недели стало официальное объявление о намерении участвовать в предстоящей президентской гонке двух заметных представителей от обеих партий. Параллельно с этим, примечательными стали реакция Вашингтона на поставки российской военной техники Ирану, а также небольшой шаг а процессе реализации «азиатского разворота», продекларированного еще в 2011 году, но так и не ставшего на деле приоритетным направлением американской внешней политики.
Мы живем в период стратегической неопределенности. Созданная после Второй мировой войны система, в которой США были и экономическим мотором, и международным арбитром, постепенно отходит в небытие.
Российские эксперты солидарны в том, что ситуация в Афганистане ухудшается. Однако между ними нет согласия относительно того, как на это ухудшение должна реагировать Россия. Одни утверждают, что безопасность России и ее союзников вынуждает Москву вмешаться в конфликт и оказать значительную помощь правительству в Кабуле. Другие эксперты придерживаются мнения, что афганская угроза для России неоправданно преувеличивается. Компромиссной платформой российской политики могло бы стать включенное наблюдение за развитием ситуации в Афганистане и участие в смягчении гуманитарной напряженности.
По словам Владимира Казимирова, авторитетного дипломата (в 1992-1996 гг. - полномочного представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху и российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ), сыгравшего немалую роль в достижении компромисса между конфликтующими сторонами, день 12 мая 1994 года стал «днем надежд для исстрадавшихся народов Азербайджана и Армении, для всего Закавказья». К сожалению, этим надеждам за два десятилетия не суждено было реализоваться. Достигнутое с огромным трудом перемирие не переросло в устойчивый мир.