Владимир Никифоров
Сохранив за собой место второго, после Германии, покупателя российского природного газа, Турция в прошлом году обеспечила им почти 60% внутреннего потребления. Две трети импорта голубого топлива из России приходится на государственную компанию «Боташ», которая имеет право раз в несколько лет поднимать вопрос о пересмотре закупочной цены. Своим правом руководство турецкой компании и воспользовалось в начале 2015 года, но на сей раз на переговоры оно пришло не с пустыми руками.
ПРЕМИУМ
16 марта 2015 | 23:00

«Турецкий поток» и его альтернативы: логика конкуренции за рынок ЕС

Чуть более трех месяцев прошло с начала российско-турецких переговоров по строительству «Турецкого потока», одного из наиболее важных для России энергетических проектов, как турецкая сторона уже выразила сомнение в его своевременной реализации. На прошлой неделе министр энергетики Турции Танер Йилдыз в интервью агентству «Рейтер», ссылаясь на необходимость комплексного подхода к удовлетворению энергетических потребностей страны, предложил «проявить немного терпения» в вопросе с «Турецким потоком». Несмотря на то, что сам проект политически и экономически выгоден Турции, заявление министра в мягкой форме отражает настроения турецкого истеблишмента и турецкий стиль ведения переговоров.

Сохранив за собой место второго, после Германии, покупателя российского природного газа, Турция в прошлом году обеспечила им почти 60% внутреннего потребления. Две трети импорта голубого топлива из России приходится на государственную компанию «Боташ», которая имеет право раз в несколько лет поднимать вопрос о пересмотре закупочной цены. Своим правом руководство турецкой компании и воспользовалось в начале 2015 года, но на сей раз на переговоры оно пришло не с пустыми руками.

Помимо падения мировых цен на нефть с вытекающими из этого благоприятными последствиями для Турции (такими как привязка цен на газ к стоимости нефтепродуктов), одним из ключевых рычагов давления на российскую сторону стала именно необходимость скорейшей реализации проекта по строительству «Турецкого потока».

В результате турецкая сторона получала скидку на газ больше той, которая была предложена президентом Владимиром Путиным в ходе его госвизита в Анкару в декабре 2014 года. Однако турецкие чиновники, получив желаемое, под разными предлогами вскоре начнут затягивать процесс согласования проекта. Причин для этого несколько.

Во-первых, в турецких правительственных кругах серьезно опасаются увеличения энергетической зависимости от России, которая и без нового газопровода достаточна велика. С одним крупным поставщиком всегда сложнее договариваться, чем с несколькими.

Во-вторых, на настроения турецких политиков оказывает влияние мнение их европейских и американских коллег. Почти сразу после визита российского президента в Турцию прилетела делегация во главе с верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини, которая пообещала сделать все возможное для ускорения процесса вступления республики в ЕС в обмен на отказ от поддержки «Турецкого потока». Однако даже если принять во внимание тот факт, что в нынешних условиях привлекательность европейского интеграционного объединения для Турции весьма сомнительна, о чем не раз заявлял турецкий президент Рэджеп Тайип Эрдоган, даже в этом случае с мнением европейских политиков считаются.

Наконец, третья, и, не менее значимая причина – конкуренция между странами Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья за возможность снабжать энергоресурсами Европу и участие самой Турции в одном из наиболее перспективных и масштабных инфраструктурных проектов такого рода. На международной арене Турция позиционирует себя как страна, объединяющая Запад и Восток, как главный транспортный коридор, соединяющий европейских потребителей с энергоносителями, добываемыми в крупнейшем нефтедобывающем регионе мира. Азербайджан, Иран, Катар, Ирак, Туркменистан, Израиль, Ливан и Кипр либо уже сотрудничают с Турцией, либо планируют начать сотрудничество в будущем, устранив стоящие на пути препятствия.

Главным конкурентом российского «Турецкого потока» считается Трансанатолийский газопровод (TANAP), 30% которого принадлежит уже упомянутой турецкой «Боташ». Планируется, что со временем проект выйдет на уровень поставок газа, достаточный для вытеснения и полного замещения российской доли на европейском рынке. На первом этапе газ будет добывать только Азербайджан, но впоследствии возможно также подключение к системе Туркменистана, в настоящее время продающего газ преимущественно в Китай, и даже Ирана, санкции против которого были частично ослаблены ЕС в октябре 2014 года. Начало строительства Трансанатолийского газопровода намечено уже на 17 марта, а ввод в эксплуатацию – предположительно в конце 2018 года. И Азербайджан и Иран сегодня поставляют газ в Турцию на постоянной, контрактной основе. Несмотря на то, что TANAP является единственным не-российским газопроводом, строительство которого в Турции намечено на ближайшее время, не стоит списывать со счетов других потенциально возможных поставщиков.

Речь в первую очередь идет об Ираке, а точнее об Иракском Курдистане. Северо-восток страны богат нефтяными и газовыми месторождениями, которые уже практически все поделены между частными западными и ближневосточными инвесторами и компанией, руководимой курдским правительством. Но с недавних пор к имеющей многолетнюю историю проблеме разделения властных полномочий между Багдадом и Эрбилем прибавилась еще одна – наступление «Исламского государства». Захватив несколько иракских нефтяных месторождений группировка быстро наладила незаконную торговлю черным золотом при помощи готовых рискнуть предпринимателей в Иордании, Курдистане и Турции. Прибыль с незаконных поставок нефти составляет сотни процентов, а взятки военным настолько велики, что даже курдские военизированные формирования, пешмерга – «идущие на смерть», равно как и офицеры иранского Корпуса Стражей Исламской Революции практически не препятствуют транспортировке нефти через контролируемую ими территорию. Деятельность Исламского государства представляет собой дестабилизирующий фактор в регионе и препятствует развитию совместной турецко-иракской газотранспортной инфраструктуры.

Не последнее место в очереди желающих поставлять свои природные ресурсы европейским потребителям занимает Катар. Его географическая удаленность от рынка сбыта предопределяет единственно возможный на данный момент способ доставки нефти и газа – танкерами. Если говорить о возможностях ближневосточной монархии в связи с «Турецким потоком», то цены на сжиженный природный газ (СПГ), транспортируемый в Европу и Турцию на кораблях, существенно выше цен на трубопроводный газ, поэтому катарский газ закупают относительно редко, в первую очередь для смягчения сезонных колебаний в потреблении в зимний период. Камень преткновения в этом случае – гражданская война в Сирии, начавшаяся и продолжающаяся не без помощи Катара, который поддерживает действующие на ее территории исламистские группировки с целью свержения действующего президента Башара Асада и формирования лояльного Дохе правительства. Придя к власти, такое правительство могло бы оказать существенную поддержку проекту строительства транспортного газопровода из Катара в Европу через Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, реализация этого проекта в обозримой перспективе маловероятна.

Не менее запутанный клубок отношений сложился между Ливаном и Израилем, с одной стороны, и Турцией и Кипром – с другой. На их территориях, по оценкам специалистов, находятся огромные запасы нефти и газа, но расположены они в морских месторождениях. Между указанными государствами существует ряд противоречий военного и геополитического характера, в силу чего в местах добычи полезных ископаемых отсутствуют согласованные морские границы, что не позволяет начать разработку месторождений.  Вероятность того, что разделение Кипра, произошедшее в результате турецкого вторжения на остров в 1974 году, равно как и многолетние противоречия между Израилем и Ливаном, поддерживающем военизированную организацию Хезболла, будут в ближайшее время урегулированы – незначительна. Кроме того, отношения между Израилем и Турцией сегодня также крайне обострены. Начавшееся в 2011 году охлаждение из-за гибели турецких граждан, сопровождавших гуманитарный груз в сектор Газа от рук израильских военных до сих пор не было полностью исчерпано. Будущее совместных многомиллиардных проектов выглядит туманным.

Тем временем, российские дипломаты и специалисты в сфере энергетики работают на реализацию одного из наиболее перспективных газотранспортных проектов в регионе – «Турецкого потока». Помимо своего прямого предназначения – сохранения и увеличения доли российского природного газа на европейском рынке, а также транспортировки объемов в обход Украины, перед «Турецким потоком» стоят как минимум две еще более масштабные задачи. Первая – укрепление влияния России на европейскую политику. Вторая – превентивное превращение энергетических проектов потенциальных конкурентов по всему Большому Ближнему Востоку в экономически нерентабельные и нецелесообразные, как это уже однажды произошло с азербайджано-туркменским «Набукко», отмененным из-за российских планов по строительству «Южного потока».

Помимо колебаний турецких чиновников, среди главных препятствий, которые предстоит преодолеть, – нежелание европейских политиков идти навстречу России.

Недавно ЕС провел ряд демонстраций в этом русле: вновь выдвинул инициативу создания Энергетического союза ЕС, заявил о строительстве южного газотранспортного коридора, альтернативного «Турецкому потоку», демонстративно реанимировал давно угасшей проект «Набукко» и др. Успешно завершить эти амбициозные проекты, однако, возможно лишь при наличии достаточных денежных средств, которые трудно найти в современной Европе.

Несмотря на это, успеху российского проекта будет способствовать только твердые договоренности со страной-получателем природного газа – в данном случае с Турцией. Консенсус с Германией помог России в начале 2000-х гг. успешно реализовать проект «Северный поток». В задачи Москвы входит достичь подобной договоренности с Анкарой.  

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 декабря 2014 | 09:00

Изолировать нельзя сотрудничать

Конференция продемонстрировала единодушие в экспертной среде по поводу усиления гарантий безопасности восточноевропейских или «прифронтовых», по словам Тэлботта, стран. Как он отметил, американская политика в отношении России должна быть «четко выверенным сочетанием сдерживания и сотрудничества».

25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 

15 сентября 2014 | 22:00

Причины терпимого отношения Турции к боевикам ИГ

Правящей турецкой элите не выгоден сильный Ирак, она во многом заинтересована в расшатывании ситуации в сопредельных странах региона, прежде всего – в Сирии. Связано это со стремлением правящей верхушки Турции стать державой надрегионального уровня и воздействовать на формирование новых элит в близлежащих регионах. 

6 ноября 2015 | 23:24

Дайджест внешней политики США за неделю (30 октября-4 ноября)

На прошедшей неделе состоялся визит Госсекретаря США в страны Центральной Азии, смысл которого, по большому счету, сводился к тому, чтобы напомнить руководствам центрально-азиатских республик о том, что Вашингтон о них не забыл. Западное военное сообщество почувствовало реальную возможность затормозить процесс снижения американского военного бюджета. Кроме того, на повестке дня вновь появился вопрос об уровне секретности американской программы по использованию беспилотников.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова