14 февраля 2015 года состоятся президентские выборы в Нигерии. Среди 14 зарегистрированных кандидатов наиболее сильные политические позиции у действующего президента Джонатана Гудлака и бывшего лидера страны генерал-майора Мохаммаду Бухари. Исход выборов может или упрочить, или перечеркнуть сложившиеся негласные правила нигерийской политики. Иными словами, под угрозой политическая стабильность в сверхдержаве Африканского континента.
События в Нигерии важны потому, что эта страна определяет динамику процессов во всей Западной Африке. Нигерия – это флагман регионального интеграционного объединения ЭКОВАС и, по большому счету, претендент на лидерство на всем континенте.
Множество этнических и религиозных конфликтов внутри страны и вокруг нее по мере возможностей сдерживаются сильной федеральной властью. Поэтому политическая нестабильность в Нигерии, к которой, как ни парадоксально, могут привести президентские выборы, непредсказуема по последствиям.
По негласному правилу, президентами Нигерии становятся поочередно представители христианского юга и мусульманского севера страны. Естественно, президент из любой половины страны вправе отслужить два срока. В 2010 году скончался президент-северянин Умару яд-Адуа, что несколько сбило порядок чередования. Представители элит мусульманской части страны настаивали, что время второго срока, который не отслужил яд-Адуа, должен быть распределен в квоту северян. Иными словами, предложение состояло в том, чтобы на один срок избрать мусульманина. Однако большая часть политической элиты склонилась к избранию вице-президента и христианина Джонатана Гудлака (этнос иджо). Неблагоприятная конъюнктура не способствует росту популярности Гудлака, за которым негласно закреплено право на переизбрание. За последнее время резко выросли шансы генерал-майора Мохаммаду Бухари (фульбе), который уже руководил страной во главе хунты (1983-1985 годы). Бухари стал уже традиционным соперником кандидатов в президенты от правящей партии, поскольку участвовал в трех последних выборах и всегда занимал второе место по количеству проголосовавших. Более того, в 2003 и 2011 годах Бухари получил поддержку 32% избирателей.
На падение рейтинга Гудлака влияют два основных фактора. Во-первых, в 2013-2014 годах резко активизировалась террористическая организация «Боко Харам», выступающая против западных стандартов управления. Свыше 1,5 миллионов человек покинули места проживания из-за периодических обстрелов и набегов на населенные пункты. Созданные на уровне местного самоуправления отряды бдительности не справляются со сдерживанием террористической активности. В трех штатах введено военное положение, что также не приводит к существенным подвижкам. В итоге, на начало января 2015 года «Боко Харам» контролировала более 20 тысяч кв. км в штатах Борно и Йобе. Критики президента Гудлака отмечают, что к такому положению дел привела его компромиссная позиция и попытки договориться с террористами. Правда, Гудлак подстраховался и в 2013 году уговорил вступить Мохаммаду Бухари в группу переговорщиков с «Боко Харам». Поэтому генералу пришлось летом 2014 года публично занять очень жесткую позицию и оправдываться по поводу участия в переговорах. Сейчас Бухари позиционирует себя как «сильную руку», которая наведет порядок в стране. Действительно, в период его правления опоздавших на работу госслужащих заставляли прилюдно прыгать как лягушек, в знак унижения. Напротив, Гудлак пытается отстаивать тактику «кнута и пряника», апеллируя к успешному опыту замирения Движения освобождения дельты Нигера.
Во-вторых, Нигерия постепенно сокращает государственные расходы из-за падения цен на нефть. Для нигерийского нефтяного сектора, который приносит 75% поступлений в федеральный бюджет, оптимальной является цена в 110-120 долларов за баррель. В нынешних условиях, доходы от экспорта сократятся на 15-20%, несмотря на рост добычи. В 2012 году Гудлак пошел на непопулярный шаг – отмену субсидирования топливных цен. Этот шаг больно ударил по транспортной отрасли и сельскому хозяйству. В 2014 году правительство не стало сдерживать девальвацию национальной валюты (найра). Приверженность Гудлака неолиберальной идеологии вызывает обоснованную критику со стороны Бухари, которая будет нарастать по мере ухудшения социально-экономической ситуации.
Помимо неблагоприятной политической и экономической конъюнктуры в Нигерии, шансы Мохаммаду Бухари увеличились из-за его грамотной избирательной кампании. Первый удачный ход – в качестве вице-президента в связке с Бухари выдвинут Йеми Осинбайо, профессор-конституционалист и выходец с юга страны. Профессор в команде Бухари создает удачный медийный противовес кампании Гудлака, который по профессии является ученым-экологом. А поскольку Осинбайо в прошлом занимал должность генерального прокурора штата Лагос, то Бухари может внести раскол в элиту юга страны, используя связи своего напарника. Второй удачный ход – активное использование социалистической риторики. 62% населения Нигерии находятся за чертой бедности, поэтому уравнительские призывы Бухари находят живой отклик. Ввиду того, что большая часть нигерийских граждан проживает на севере страны, это снижает ту лояльность, которую элиты севера могут оказать Гудлаку в рамках неформальных договоренностей. Ранее Бухари выдвигался в президенты от консервативной Всенигерийской народной партии, которая позиционировала себя как партия мусульманского духовенства и старейшин. В 2013 году Бухари удалось объединить эту партию с несколькими другими общественными организациями в Всеобщий конгресс прогрессистов (ВКП) с социал-демократической программой. Эта партийная платформа позволила Бухари превратиться из кандидата северян в общенигерийского политика.
Слабым местом Бухари остаются его жесткие методы управления в прошлом, его коррупционные связи в нефтяном секторе и его идеологическая непоследовательность. Несмотря на поворот к социалистической риторике, в массовом сознании нигерийцев генерал Бухари – это, прежде всего, очень консервативный мусульманин, сторонник повсеместного введения шариата. Нынешние его призывы к свободе вероисповедания не встречают полного понимания ни на юге, ни на севере страны. В итоге, генералу Бухари приходится бороться не только с политическим оппонентом, но и с собственным прежним медийным образом.
Победа каждого из кандидатов грозит политическими сложностями. Победа Гудлака усилит недовольство элит северной части страны и подстегнет активность «Боко Харам», для которой президент остается проводником «западного влияния». Напротив, победа Бухари нарушит негласные правила передачи власти, вызовет недовольство элит юга. Поскольку Гудлак принадлежит к тому же народу, что и большинство членов террористической организации Движение за освобождение дельты Нигера, вероятен рост количества терактов в южных штатах.
Участившиеся столкновения американских военных с силами, поддерживающими режим Асада, вернули в центр внимания вопросы об отсутствие четкой стратегии в регионе. Из четырех прошедших внеочередных выборов в Палату представителей республиканцы одержали четыре победы. Противники Трампа поспешили обвинить его в том, что он не оказал достаточного уважения президенту Украины, в отношениях с которой «существует так много важных вопросов».
Де-факто государственность Нагорно-Карабахской Республики опирается на совокупность политических, социально-экономических и дипломатических ресурсов. Благодаря собственным дипломатическим усилиям и армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика постепенно становится частью международного сообщества.
Для еще недостаточно искушенного в дипломатических тонкостях Мааса поездка в Москву стала первым по-настоящему серьезным испытанием. Впервые ему пришлось выйти за зону комфорта – переговоры пришлось вести не с ближайшими союзниками, а со сложным и неуступчивым партнером. Значительно осложнили задачу антироссийские высказывания Мааса накануне визита. В меру своих сил министр стремился сохранять конструктивный подход во время поездки.
Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.