Владимир Никифоров
Европейским политикам стоит прислушаться ко мнению своих коллег, профессионалов, работающих в энергетическом секторе ЕС: на протяжении многих лет Россия была и остается надежным поставщиком природного газа, точно и в срок выполняющим свои обязательства перед партнерами.
ПРЕМИУМ
26 марта 2015 | 20:54

Образование Энергетического союза ЕС и интересы России

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Среди многих обвинений, выдвигаемых Брюсселем в адрес Москвы, особое место занимают заявления официальных лиц ЕС об использовании Россией своего положения на европейском энергетическом рынке в качестве инструмента оказания давления на отдельные государства. Речь в первую очередь идет о зависимости стран Восточной Европы от поставок российского природного газа, избавиться от которой европейские чиновники планируют уже много лет. Однако только недавно лидеры европейских государств, наконец, открыто заявили о своей готовности выступить единым фронтом и, путем жесткой координации национальных политик, сформировать общую позицию. На саммите, прошедшем с 19 по 20 марта 2015 года в Брюсселе, инициатива по созданию Энергетического союза ЕС получила единогласное одобрение. Новая организация, которая, вполне возможно, будет учреждена уже в следующем году, призвана стать единым европейским наднациональным институтом, регулирующим отношения ЕС в области энергетики, как с третьими странами, так и с не-европейскими энергетическими компаниями.

Необходимость консолидированного подхода к обеспечению европейской энергетической безопасности обсуждалась в Европе на протяжении длительного периода времени. На саммите ЕС в марте 2007 года она стала одной из главных тем, а всего несколько месяцев спустя Европейская комиссия, главный орган исполнительной власти ЕС, вынесла на обсуждение Третий энергетический пакет, целью которого была либерализация рынка природного газа и электроэнергии в Европе. Проект был негативно воспринят как в европейских деловых кругах, так и российским руководством, а президент России Владимир Путин назвал его «конфискацией российских инвестиций», поскольку имплементация проекта фактически означала, что, профинансировав строительство транспортных газопроводов, ОАО «Газпром» лишалось права использовать их на полную мощность, и поэтому рентабельность вложенных средств резко снижалась.

Тем не менее, в июле 2009 года комплекс соответствующих документов был принят законодательными органами ЕС, что, фактически, заложило основу для создания в будущем Энергетического союза. Работа в этом направлении на протяжении почти пяти последних лет велась под руководством еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, но только с учреждением новой специальной должности – заместителя председателя Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза, дело пошло заметно быстрее. Новую должность занял бывший словацкий дипломат, выпускник МГИМО Марош Шефчович.

Цели, которые ставит перед собой европейское сообщество в области энергетики, изложены в стратегиях развития климата и энергетики до 2020 и 2030 гг.: укрепление энергетической безопасности, взаимопомощи и доверия, развитие внутреннего энергетического рынка, повышение эффективности технологий, сокращение вредных для окружающей среды выбросов в атмосферу, поддержка инноваций и стимулирование конкуренции. По мнению Брюсселя, создание Энергетического союза станет очередным шагом к достижению намеченного. Комплекс основных мер, которые планируется постепенно осуществить в рамках этого процесса, перечислен в заключении, опубликованном по итогам мартовского саммита ЕС (19-20.03.2015):

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

26 апреля 2014 | 20:32

Стратегия развития энергетики России

Экономическое развитие азиатских стран напрямую зависит от их способности обеспечить стабильные поставки энергоресурсов. В силу географических и политических причин, для Японии и Китая самыми стабильными поставками могут быть именно российские. Вместе с новыми рынками Россия получит серьезный стимул для программ по развитию инфраструктуры и промышленных кластеров на территории Сибири и Дальнего Востока.

17 июня 2014 | 17:13

Позиция американских ТНК как препятствие на пути санкций против России

Cделки, заключенные на Петербургском экономическом форуме, свидетельствуют о стремлении западных компаний успеть расширить свои позиции на российском рынке до введения ограничений. 

10 мая 2015 | 22:00

Азербайджан и ЕАЭС: параллельные курсы

Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.

4 ноября 2014 | 19:12

Политика в экономических интересах «Лукойла» в Азербайджане

На фоне ухудшения отношений между Азербайджаном и Западом у российских нефтяных корпораций появляются благоприятные условия для наращивания сотрудничества и вывода партнерских отношений на качественно новый уровень. 

Досье
6 декабря 2014 | 14:33
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.