4 октября в Центре национальных интересов в Вашингтоне состоялась дискуссия о перспективах российско-американских отношений с участием руководителя агентства «Внешняя политика», программного директора Валдайского клуба Андрея Сушенцова. В дискуссии приняли участие ведущие американские эксперты и консультанты по вопросам политических рисков.
Рассуждая о первой реакции в России на победу Дональда Трампа, Андрей Сушенцов отметил, что эта победа оказалась неожиданностью. Российское руководство готовилось к работе с администрацией Хиллари Клинтон, имея ввиду перспективу «негативной стабилизации» ситуации – долгосрочном закреплении отношений на нынешнем уровне без дальнейшей эскалации. Однако после победы Д. Трампа возникла необходимость переосмыслить политику на американском направлении.
Фактическая неготовность Москвы к президентству Трампа является важным аргументом против обвинений России во вмешательстве в американский избирательный процесс. Рассматривая именно Хиллари Клинтон как будущего президента, Кремль не хотел осложнять условия для российско-американского диалога, открыто поддерживая её соперника. Т.н. «русские хакеры» вероятнее всего являлись независимыми специалистами, действовавшими самостоятельно. Контакты команды Трампа с россиянами не выходили за рамки обычной предвыборной практики и содержательно ничем не отличались от аналогичных встреч представителей штаба Клинтон.
Андрей Сушенцов обратил внимание, что серьезной проблемой российско-американских отношений на данном этапе является непредсказуемость действий администрации Дональда Трампа. В России с тревогой относятся к тому, что она никак не может найти себя и начать действовать уверенно и предсказуемо. При этом многие её представители, такие как Стив Беннон, были практически неизвестны в России. Много вопросов у России остается и по поводу борьбы популистов с руководством Республиканской партии, а также в мере это оказывает влияние на президента Дональда Трампа.
Более того, далеко не все политики в России имеют представление об институциональных ограничениях власти президента США. В качестве показательного примера Сушенцов привел отказ Трампа от договоренности с Путиным по сотрудничеству в сфере кибербезопасности, достигнутое лидерами двух стран во время саммита G20 в Гамбурге. В Москве были удивлены, как быстро договоренность потеряла свою силу. В целом, среди российской политической элиты нет четкого представления, в какой степени внешняя и внутренняя политика США определяется бюрократической инерцией снизу или президентскими инициативами сверху.
Для улучшения российско-американских отношений Москве следует лучше понимать реалии американского общества. Даже ведущие российские эксперты-американисты зачастую затрудняются в правильной интерпретации соперничающих нарративов в американских СМИ. Российские руководители должны получать качественно иную информацию о происходящих в США процессах.
При этом, по мнению Сушенцова, конструктивное взаимодействие России и США в отдельных сферах возможно и сейчас. Так, Москва рассчитывает на сотрудничество с Вашингтоном в Сирии, где конфликт интересов не столь существенен, как это представляется на первый взгляд. Полноценное участие США в урегулировании сирийского кризиса добавит позитивные импульсы в мирный процесс. Другой пример – нормализация обстановки на границах Иордании.
Другой важной сферой, где сотрудничество США и России по-прежнему эффективно, является режим нераспространения ядерного оружия. Для Москвы переговоры с Вашингтоном по ядерной проблеме являются сейчас приоритетными в рамках двухсторонних связей. Впрочем, и здесь может потребоваться новый «Карибский кризис» для осознания всеми странами необходимости серьезного диалога.
США экономят ресурсы и осмотрительно не ввязываются в международные конфликты, которые не угрожают их главным интересам. Вашингтон избегает конфронтации, выжидает и рассчитывает, что Россия своими действиями сама нанесет вред себе. Именно в этом состояла логика российской политики по отношению к США последнее десятилетие.
На прошедшей неделе Конгресс США наконец смог согласовать бюджет на предстоящие два года. Однако, отражая интересы республиканцев и демократов парламентариев и Белого дома, документ все же оставил недовольными тех, кто возмущен закрытым характером переговоров, и считает, что принятый бюджет не решает актуальных проблем страны. Также Госдепартамент и Пентагон рассказали о политике и тактике Вашингтона в отношении ситуации в Сирии, вызвав множество дополнительных вопросов и несогласия - как .внутри США, так и на Ближнем Востоке. Параллельно с этим, фондом "Наследие" был представлен доклад "Индекс военного потенциала США", в котором был сделан вывод о продолжающемся сокращении военной мощи страны на фоне увеличивающихся международных угроз.
В Москве хорошо понимают, что имеют дело с провокацией, на которую поддаваться нельзя. Именно поэтому дальше угроз выхода из Совета Европы процесс пока не пошел. В крайнем случае это будет точка невозврата в отношениях России и Европы. От такого поворота событий не выиграет ни Россия, ни Европа, но этому будут очень рады за океаном. А это значит, что вести политику «равнодушно и терпеливо» придется и в этот раз.
Из Москвы украинская политика казалась идентичной российской — сильная центральная власть, эффективная консолидация и распределение ресурсов центром, развитый административный аппарат и главное — консенсус элит и общества по вопросу о национальных интересах. На Украине когда-то имелись предпосылки к тому, чтобы сложилась сильная центральная власть — наподобие российской, белорусской или казахстанской. Однако в отличие от России, Белоруссии или Казахстана на Украине эти предпосылки не дали такого же результата.