Несмотря на непризнанный статус Нагорно-Карабахская Республика имеет все атрибуты государства, прописанные в Конвенции Монтевидео от 1933 года: постоянное население, определенная территория, собственное правительство, способность к вступлению в отношения с другими государствами. Последний пункт является предметом широких дискуссий, однако и он применим к НКР, если речь идет не об установлении дипломатических отношений, но о способности их установления.
Нагорно-Карабахская Республика проводит собственную внешнюю политику. Министерство иностранных дел республики занимается осуществлением внешнеполитического курса. С сентября 1991 года руководство Нагорно-Карабахской Республики проводило двусторонние переговоры с высокопоставленными лицами других стран и международных организаций, которые посещали республику. Принимались обращения в международные организации. НКР пользовалась посредническими усилиями соседнего Ирана. Также вплоть до 1997 года НКР участвовала в переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ. НКР также вовлечена в переговорный процесс на уровне двусторонних встреч с постоянными сопредседателями Минской группы, которые помимо Еревана и Баку посещает и Степанакерт. ОБСЕ также ведет диалог со Степанакертом, де-факто признавая его способность вступать в дипломатические отношения.
НКР имеет свои постоянные представительства в Армении, России, США, Франции, Ливане, Австралии, Германии. Эти представительства выполняют функции посольств. Помимо осуществления политических функций постоянные представительства содействуют привлечению инвестиций в экономику НКР, связям с армянской диаспорой, реализации в Нагорном Карабахе гуманитарных программ. Подобную дипломатическую сеть в среде де-юре непризнанных и частично признанных имеют лишь отдельные государства, пользующиеся патронажем тех или иных великих держав. Но, при этом, НКР, не имея влиятельного международного лоббиста-тяжеловеса, ведет более активную внешнюю политику, нежели Косово, Северный Кипр, Южная Осетия и Абхазия, находящиеся под патронажем таких стран, как США, Турция и Россия соответственно.
Важным дипломатическим ресурсом НКР является армянская диаспора, представленная такими организациями, как Армянский Национальный Комитет Америки (ANCA), Армянская Ассамблея Америки (ААА), Координационный Совет Армянских Организаций Франции (CCAF) и т. д. Через подобные организации происходит лоббирование интересов НКР в том или ином государстве.
Благодаря армянской диаспоре, несмотря на непризнанный статус, НКР сегодня имеет семь представительств по всему миру, в том числе в России, США и Франции – странах, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Примечательно, что именно в этих трех странах сосредоточены самые многочисленные и влиятельные армянские общины.
При поддержке Армянской Ассамблеи Америки в ноябре 1997 года в городе Вашингтон было открыто постоянное представительство НКР в США. Представительство зарегистрировано Министерством юстиции США и представляет правительство и народ Нагорно-Карабахской Республики в политической, экономической, гуманитарной и культурной сферах. Представительство в Вашингтоне участвует в диалоге с государственными органами США, в том числе с Конгрессом и Государственным Департаментом. Благодаря активной лоббистской деятельности НКР стала единственной непризнанной республикой, которая ежегодно по линии Конгресса США получает официальную финансовую помощь.
Примечательно, что за последние два года пять американских штатов – Род Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана и Калифорния приняли резолюции с поддержкой независимости НКР и призвали Барака Обаму и Конгресс США признать право карабахского народа на самоопределение, а вместе с ним и независимость Нагорно-Карабахской Республики.
Однако, в отличие от четырех вышеперечисленных штатов, законодательный акт штата Калифорния имеет особое значение. Во-первых, Конституция штата Калифорнии не предполагает жёстких ограничений в рамках ее международной деятельности. Согласно Конституции США, отдельные штаты не могут вести свою внешнюю политику. Однако отдельные поправки гласят, что штаты могут заключать «соглашения или договорные акты» с иностранным государством. При этом американская Конституция не дает четких определений юридическому статусу этих соглашений. Так, Американский институт права поясняет, что подобный правой вакуум позволяет отдельным штатам вести международную деятельность, придерживаясь особенностей внутреннего законодательства. Поэтому законы штатов Калифорния и Техас позволяют вести более обширную внешнеполитическую деятельность, нежели, например, штаты Небраска, Вирджиния и Иллинойс.
Вторая особенность исходит из объективных политических и экономических факторов. Калифорния не только самый крупный по населению, но и наиболее экономически развитый штат в стране. Так, по внутреннему региональному продукту, который составляет 1968,5 млрд долл., Калифорния занимает первое место, производя 13% ВНП США. Нельзя также забывать, что Калифорния – главный центр инновационных технологий в Америке. Исходя из того, что парламент Калифорнии официально признал независимость НКР, армянское лобби может на легитимном уровне добиться поддержки властей штата в развитии двусторонних экономических связей. В частности, с учетом специфики развития НКР, официальный Степанакерт нуждается в инновационных технологиях в сфере сельского хозяйства.
В политическом контексте важно отметить, что Калифорния дает наибольшее количество конгрессменов в Палату представителей (53). Наличие хорошо организованной диаспоры в Калифорнии заставляет сенаторов и конгрессменов штата учитывать армянский фактор в период своей профессиональной деятельности. Так, из 110 законодателей, входящих в группу по армянским делам Конгресса, 45 представляют различные Округа Калифорнии. Неудивительно, что вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, на Капитолийском холме наиболее активно лоббируют калифорнийские конгрессмены: Адам Шифф, Бред Шерман, Джим Коста, Дэвид Валадао, Генри Ваксман, Гарри Миллер и Хавьер Брасерра. Более того, действующим председателем группы по армянским делам является глава комитета по международным делам Палаты представителей, конгрессмен от 39-го Округа штата Калифорния – Эдвард Ройс.
В течение многих лет штат Калифорния многократно на самом высоком уровне принимал различных политиков из Нагорно-Карабахской Республики. В свою очередь, именно законодатели от Калифорнии наиболее часто посещали официальный Степанакерт. При этом калифорнийские конгрессмены последовательно участвуют в различных политических выборах в НКР в качестве наблюдателей. Благодаря активному лоббизму со стороны конгрессменов, Конгресс не только заблокировал назначение Мэтью Брайзы на должность посла в Азербайджан, но и военные сделки между Вашингтоном и Баку. Усилиями конгрессменов Адама Шиффа и Бреда Шермана была сохранена безвозмездная финансовая помощь для Нагорно-Карабахской Республики по лини официальных программ Государственного департамента.
Другое важное постоянное представительство НКР расположено в Париже. Франция является одним из трех сопредседателей Минской группы, поэтому отношения НКР и Франции имеют большое значение в вопросе мирного урегулирования конфликта. С начала вооруженного конфликта Франция выступала за мирное урегулирование, это стало одной из причин, по которой власти НКР решили открыть представительство на ее территории. Первоначально, в 1998 году было создано Информационное бюро по социально-политическим вопросам НКР. Позже, в декабре 2002 года бюро было переименовано в постоянное представительство НКР во Франции. Кроме представительства существует Ассоциация поддержки Нагорного Карабаха, которая была создана в 1998 году с целью повышения информированности о Нагорном Карабахе среди французов; содействия обмену информацией в экономической, социальной, политической, культурной и гуманитарной сферах, а также продвижения идеи признания НКР Францией. На сегодняшний день Ассоциация насчитывает 375 активных членов. Самыми значимыми мероприятиями, в которых Ассоциация принимала прямое или косвенное участие, являлись визиты французских депутатов в Нагорный Карабах. В 2010 и 2011 годах Ассоциация организовала визит президента НКР Бако Саакяна во Францию, а также встречу председателя Национального Собрания НКР Ашота Гуляна с французскими парламентариями.
Результатом деятельности организации стало создание 19 марта 2013 года группой политических деятелей, депутатов парламента и сенаторов Франции «Круга дружбы» с Нагорным Карабахом. В состав Круга дружбы вошли первый вице-мэр города Марсель Ролан Блюм, мэр города Виен Жак Ремилье, депутаты парламента Валери Буайе, Рене Руке, Ги Тесье, Франсуа Рошблуан, сенаторы Софи Жуассен, Филипп Марини, Бернар Фурнье, a также бывшие депутаты Жорж Коломбье и Ришар Малье.
Незадолго до создания «Круга дружбы» с Нагорным Карабахом во Франции, на пленарном заседании парламента Литвы в марте 2013 года было объявлено о создании «Группы по межпарламентским связям с Нагорным Карабахом». Ранее группа депутатов сейма Литвы приняла декларацию о создании «Группы дружбы» с Нагорным Карабахом. В нее вошли 12 депутатов, в том числе вице-спикер сейма Кьястас Комскис. В ответ спикер Национального Собрания НКР Ашот Гулян подписал директиву о создании «Группы дружбы с Литвой».
Третьим государством-сопредседателем Минской группы ОБСЕ является Российская Федерация. Именно в России самая большая по численности армянская диаспора, которая согласно переписи населения 2010 года насчитывает 1 млн 182,4 тыс. человек. Однако по неофициальным данным, численность армян России достигает 2-2,5 млн человек.
Наиболее влиятельной организацией диаспоры в России является «Русско-Армянское Содружество» во главе с Юрием Навояном. РАС организует поездки различных российских делегаций, члены которых имеют серьезный авторитет в общественно-политической сфере. Помимо этого, организация ведет активную работу со СМИ, пытаясь донести до российской общественности объективную информацию о политических процессах в НКР.
Де-факто государственность Нагорно-Карабахской Республики опирается на совокупность политических, социально-экономических и дипломатических ресурсов. Благодаря собственным дипломатическим усилиям и армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика постепенно становится частью международного сообщества.
Немецкие политики озвучили новую цель Германии - укрепление международных позиций ФРГ через активизацию внешней политики страны и упрочение трансатлантических отношений. Как далеко могут простираться амбиции Берлина?
При сохранении статус кво в украинском кризисе мы ожидаем затухание вопроса о применении санкций. На данном этапе маловероятно, что политические аспекты будут доминировать над экономическими в логике взаимоотношений Запада и России.
Российско-китайское соглашение о поставках газа уже окрестили сделкой века. По своему стратегическому значению оно сравнивается с соглашением «газ-трубы» 1970 года между СССР и ФРГ, которое положило начало европейской зависимости от российских энергоресурсов.
Российско-грузинские отношения находятся в тупике. В заблуждение не должны вводить рост торгового оборота, туризма из России и прогресс в переговорах по транзиту грузов через Абхазию. Проблемы между Россией и Грузией неразрешимы и требуют новых контекстов и идей. Но прежде всего стоит задаться вопросом: зачем нам улучшать отношения друг с другом?