Промежуточные выборы 4 ноября, вполне ожидаемо принесли победу республиканцам, которые с января 2015 года будут иметь большинство в обеих палатах Конгресса. Такая уверенная победа «слонов», тем не менее, может иметь неоднозначные последствия. С одной стороны, республиканцы усилили свое влияние на политические процессы в стране. С другой – надвигаются президентские выборы 2016 года, когда на избирательные участки придут обычно пассивные на промежуточных выборах сторонники демократов. Республиканцам необходимо продемонстрировать способность к конструктивным ходам, тогда как в предвыборной кампании этого года они концентрировались на критике президента. Это означает необходимость договариваться с политическими оппонентами.
Неоднозначность ситуации прокомментировал профессор Гарвардского университета, политолог Дэвид Герген:
«Победившая партия обычно не говорит: "Хорошо, теперь мы готовы идти на компромиссы". Проигравший должен изъявить готовность изменить свой курс».
Профессор Американского университета в Вашинготоне Аллан Лихтман, полагает, что Барак Обама не будет легко сдавать свои позиции. По его мнению, в оставшиеся два года он будет заниматься тремя вещами: наложением вето на законопроекты республиканского Конгресса, изданием президентских указов и внешней политикой:
«Единственное, что сейчас беспокоит Барака Обаму, это его политическое наследие и следующие президентские выборы, в которых он не может участвовать. Для достижения положительных результатов по обоим пунктам ему необходимо действовать решительно».
Традиционно выработка внешнеполитического курса входит в компетенцию исполнительной власти. Конгресс же может принимать законы, ограничивающие ее действия (президент может наложить на них вето), голосовать по вопросу о ратификации международных договоров, ограничивать выделение средств на отдельные инициативы посредством формирования бюджета, вести контроль за действиями министерств и администрации, а также утверждать послов. И тем не менее, есть множество уловок, с помощью которых конгрессмены могут упростить или, наоборот, усложнить проведение внешней политики.
Республиканец Митч Макконнелл, наиболее вероятный кандидат на пост лидера большинства в Сенате, уже заявил о готовности работать с президентом, пообещав, что не допустит остановки работы правительства и дефолта по государственным долгам. От Макконнелла будет зависеть повестка дня заседаний Сената. В данной роли, он может поспособствовать ускорению процесса подписания торговых соглашений о Транстихоокеанском и Трансатлантическом торговых партнерствах, находящихся в числе приоритетных задач Обамы. В этом Макконнелл отличается от своего предшественника, демократа Гарри Рида, который не выставлял эти вопросы на обсуждение, опасаясь, что развитие заокеанской торговли приведет к сокращению заработных плат в США и потере рабочих мест.
К другим вопросам, по которым будет найдено двухпартийное взаимопонимание, относятся выделение дополнительных средств на борьбу с распространением Эболы, а также авторизация Конгрессом использования армии в операции против ИГИЛ.
На этом, пожалуй, хорошие новости для Обамы заканчиваются.
«Ястребы», активно критиковавшие президента за нерешительность во внешней политике с экранов телевизоров и на страницах газет, теперь получат в свое ведение сенатские комитеты, выполняющие контроль за действиями исполнительной власти.
Главой Комитета по международным делам, скорее всего, станет Боб Коркер (Теннеси), Комитета по вооруженным силам – Джон Маккейн (Аризона), а Комитета по разведке - Ричард Берр (Северная Каролина).
Общую повестку дня республиканцев в этих комитетов определил Джон Маккейн:
«Берр, Коркер и я будем согласовывать свои позиции по всем вопросам. Например, поставки вооружений украинскому правительству, пересмотр нашей стратегии на Ближнем Востоке, оценка наших ресурсов для сдерживания Путина, продолжающееся усиление позиций Китая в регионе Южно-Китайского моря».
В качестве первоочередной задачи на своем посту Маккейн назвал отмену секвестирования оборонного бюджета. При этом он отметил, что продолжит работу по сдерживанию роста расходов Пентагона, в частности посредством пересмотра ряда программ по закупке вооружений и технологий. Ярый сторонник наземной операции в Сирии и Ираке, он будет настаивать на перераспределении военных ресурсов в пользу региона Ближнего Востока, а также на предоставлении военной помощи Украине.
В Комитете по внешней политике изменения вряд ли будут заметны. Взгляды Кокера, и ранее входившего в состав Комитета, во многом совпадали со взглядами уходящего председателя демократа Боба Менендеса. Оба сенатора поддержали законопроекты о вооружении умеренной сирийской оппозиции, о наложении санкций на режим Асада и о введении новых санкций против Ирана. Отдельно он затронул вопрос о борьбе с нелегальной иммиграцией, назвав ее проблемой национальной безопасности, а также он выразил недовольство незначительными объемами американской помощи развитию.
Ричард Берр, который сменит на посту председателя представительницу демократической партии Диану Файнштайн, обвинившую ЦРУ в шпионаже за Сенатом, известен своей безоговорочной поддержкой разведывательных служб. Еще в марте он отметил:
«Я лично убежден, что все происходящее на заседаниях Комитета по делам разведки никогда не должно обсуждаться публично. Была бы моя воля, за исключением голосования по номинациям, в комитете не было бы ни одного открытого заседания».
Также он выступает против опубликования давно готовившегося комитетом отчета о безрезультативности применения пыток, и напротив, считает, что эти меры являются необходимыми:
«Информация, которая в итоге привела нас к укрытию Осамы бен Ладена была получена непосредственно в результате допросов с применением пыток; отсюда следует, что без использования пыток то, что произошло вчера (убийство бен Ладена) было бы невозможно».
В предстоящий месяц основным вопросом во внешнеполитической повестке дня станет заключение соглашения с Ираном. Ряд республиканцев, выступающих за ужесточение давления на Тегеран, выступили с законопроектом, обязывающим администрацию предоставить проект окончательного соглашения на одобрение Конгресса, а также исключающий любое продолжение переговоров после 24 ноября, когда в силу должны вступить новые более жестокие санкции. От принятия законопроекта в этом году администрацию спас лишь лидер демократического большинства Гарри Рейд, не вынесший данный вопрос на голосование. Проблема заключается в том, что любое соглашение по иранской ядерной программе, если в нем не будет содержаться полной капитуляции Тегерана, покажется республиканскому большинству неудовлетворительным и будет обречено на провал. Тем не менее, в данной ситуации Белый Дом может действовать в обход Сената, заключив с Тегераном не договор (treaty), а исполнительное соглашение (executive agreement), по которому санкции будут не отменены (для чего требуется голосование в Конгрессе), а временно приостановлены.
Несмотря на довольно жесткую риторику некоторых республиканцев отношения с Россией в ближайшее время вряд ли подвергнутся пересмотру - при условии, что не произойдет непредвиденных чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время существует два условно антироссийских законопроекта, проспонсированных республиканцами и имеющих шанс быть принятыми: Акт о предотвращении российской агрессии (внесенный в мае 2014 года) и Акт о защите свободы Украины (в сентябре 2014 года). Несмотря на то, что данные законопроекты находятся на ранней стадии обсуждения, опасность заключается в том, что в случае их принятия санкции против России будут оформлены на законодательном уровне, что усложнит их отмену в будущем. Кроме этого, отдельно обсуждается вопрос о предоставлении украинскому правительству военной помощи. При этом вне зависимости от партийной принадлежности все американские политики исключают отправку войск в регион.
Тем не менее, низкий приоритет украинского кризиса во внешней политике администрации не исключает возможности, что Белый Дом пойдет на уступки республиканскому Конгрессу в обмен на получение свободы действий по другим более важным для него вопросам.
Основное внимание внешнеполитической повестки США на прошедшей неделе привлекло намерение Вашингтона отправить в страны Восточной Европы тяжелое вооружение, о котором объявил американский министр обороны. Помимо этого, Барак Обама заявил об изменении подхода США в отношении выплаты выкупов за заложников, захваченных террористами и пиратами. Параллельно с этим в США не утихает спор о флаге Конфедерации, поднявший проблемы расизма и свободы слова.
После начавшегося 10 августа усиления боевых действий на линии соприкосновения в Донбассе риторика в публичном поле более или менее стандартная: Украина привычно обвиняет Россию и ополчение, Москва настаивает на необходимости выполнения взятых на себя Киевом обязательств, а Париж и Берлин выражают озабоченность разной степени интенсивности. Однако в привычное русло дипломатии неожиданно вмешалась Польша, выступившая с предложением расширить состав переговорщиков.
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.
В своем выступлении на 72-й Генассамблее ООН Дональд Трамп попытался очертить контуры внешнеполитической доктрины, которую эксперты назвали открыто «лицемерной». Заявления Джона Хантсмана во время слушания в сенате не выходили за рамки традиционных принципов внешней политики США. Через месяц после начала кризиса в Мьянме Вашингтон впервые выступил с официальным заявлением по разворачивающемуся гуманитарному кризису.