В середине сентября 2014 года в Швеции состоялись парламентские выборы, по итогам которых к власти пришел двухпартийный альянс, состоящий из Социал-демократической и Экологической партий, более известный избирателям как «красно-зеленый блок». Поражение потерпела четырехпартийная буржуазная коалиция, определявшая внутреннюю и внешнюю политику Швеции на протяжении восьми лет с 2006 года.
Разворот в сторону «красно-зеленого» союза, лидером которой является Социал-демократическая партия, свидетельствует, что избиратели устали от проводимой правоцентристской правительством политики, постепенно уводившей Швецию от той социально-экономической модели развития, которая долгие годы гарантировала стране процветание. Перевод развития североевропейской страны при буржуазном руководстве страны на либерально-демократические принципы не обеспечил экономический рост. Несмотря на стремительный рывок после кризиса 2008 года, который вывел Швецию в число лидеров ЕС, показатели экономики в целом были скромнее, чем накануне начала глобального экономического спада. Помимо этого, в стране оставались нерешенными другие актуальные вопросы, связанные в первую очередь с предоставлением социальных гарантий наиболее уязвимым категориям граждан. В образовании и здравоохранении за восемь лет серьезно увеличили свою долю частные компании, что негативно повлияло на качество предоставляемых услуг.
Не в последнюю очередь провал буржуазной коалиции был предрешен миграционной политикой, которая в силу ее несовершенства, привела к тому, что сейчас в стране около 15% населения составляют граждане, родившиеся за рубежом.
Логическим следствием слабого внимания со стороны правительства к миграционному вопросу стало резкое увеличение роста популярности националистической партии «Шведские демократы». Начиная с 2010 года, когда партия впервые прошла в парламент, она заметно улучшила свои позиции. По итогам недавних выборов шведские демократы получили в риксдаге 49 мест (против 29 мест в 2006 году). Этот факт повышает их роль в политической жизни страны и заставляет представителей других партий договариваться с ними.
Примечательно, что электорат шведских демократов стал более разнородным: если раньше он состоял исключительно из молодежи, то теперь за эту партию отдают голоса люди разных возрастных категорий, в том числе пенсионеры. Любопытна и география избирателей. Исследование, проведенное после выборов, четко указывает, что большое количество голосов за националистов были отданы в южных регионах Швеции, в которых доля мигрантов значительно превышает этот показатель в других регионах страны. Важно заметить, что под мигрантами подразумеваются в основном представители исламских стран Ближнего Востока. Для «белых» мигрантов, вернее для их детей, родившихся в Швеции и воспринявших ее традиционные ценности, двери для сотрудничества со шведскими демократами открыты. Это наглядно подтверждается тем обстоятельством, что 21-летний сторонник шведских демократов из города Гётеборга Денис Дюкарев, русский по происхождению, стал самым молодым депутатом в парламенте нового созыва.
Успех красно-зеленого блока на выборах также стал возможен благодаря поддержке Левой партии (бывшей коммунистической). Но несмотря на это обстоятельство, председатель Социал-демократической партии Стефан Лёвен, ставший вторым лицом в государстве, отказался предоставлять ей места в новом кабинете. Как отмечает шведский политолог из Стокгольмского университета Енни Мадестам, такое ограниченное сотрудничество социал-демократов с Левой партией имеет давние традиции, так как ее присутствие в правительстве для социал-демократических сил крайне нежелательно. Но в свете предстоящего голосования в риксдаге проекта бюджета на 2015 г. Стефан Лёвен был вынужден пойти на компромисс с Левой партией, удовлетворив их главное требование - прибыль частных компаний в образовании и здравоохранении отныне будут оставаться в этих же секторах экономики. В противном случае, нежелание договариваться с Левой партией могло бы обернуться роспуском нового правительства и отставкой его председателя.
Первым значимым документом, обнародованным Стефаном Лёвеном на своем посту, является ежегодная Правительственная декларация, представляющая собой план действий правительства на предстоящий год в области внутренней и внешней политики.
Применительно к внутриполитической жизни страны декларация содержит принципиальные важные положения, направленные на усиление роли государства в обеспечении высокого уровня жизни населения через пересмотр системы образования и здравоохранения, сокращение безработицы, в особенности среди молодежи, увеличение зарплат и строительство более 250 000 единиц жилья к 2020 году.
Другим ключевым вопросом внутренней политики Швеции является защита окружающей среды. В документе отмечается, что вследствие ухудшения экологической ситуации в мире биоразнообразие испытывает серьезные вызовы, связанные с вымиранием многих видов растений и животных. В этой связи правительство планирует полностью отказаться от АЭС и перейти на возобновляемые источники энергии.
Говоря о влиянии Декларации на внешнюю политику необходимо отметить, что она подтвердила внешнеполитическую преемственность на кратко- и среднесрочную перспективу. Об отсутствии намерений кардинально менять внешнеполитический курс заявила накануне недавней встречи глав МИД ЕС и новый глава шведского внешнеполитического ведомства Маргот Вальстрём, отметив, что в отношениях в треугольнике Швеция – ЕС – Россия сохранится статус-кво.
Что касается военного измерения внешней политики, то благодаря принятию Декларации правительство посылает четкий сигнал своим партнерам относительно своего отказа вступать в НАТО. Тем самым закрываются продолжительные дебаты между сторонниками и противниками интеграции в североатлантический альянс. Тем не менее, Швеция продолжает интенсивно развивать отношения с НАТО. Она активно участвует в военных операциях альянса далеко за пределами зоны его ответственности, в частности на Ближнем Востоке. С 2010 года между Стокгольмом и альянсом действует соглашение «Заявление о солидарности», накладывающее на стороны взаимные обязательства по оказанию военной помощи в случае внешней агрессии. После саммита НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года Швеция серьезно рассматривает возможность предоставления своей территории и инфраструктуры для натовских Сил быстрого реагирования.
Планы по сотрудничеству Швеции с НАТО вызывает озабоченность среди правящей российской элиты. Улучшению ситуации в регионе и взаимопониманию Москвы и Стокгольма также не способствует шведская подозрительность к своему восточному соседу. В шведских СМИ недоброжелатели по-прежнему продолжают разыгрывать антироссийскую карту, раздувать несуществующую угрозу с Востока и «фиксировать» случаи вторжения в воздушное пространство восточных самолетов. Именно под этим предлогом правительство Швеции 23 октября 2013 года заявило об отказе продлевать совместный с Россией план действий по развитию партнерства между вооруженными силами двух стран.
Можно констатировать, что после смены шведского политического истеблишмента в сентябре 2014 года, принятия Правительственной декларации, в которой России отводится роль агрессора, и в условиях неугасающей антироссийской риторики российско-шведские отношения продолжат развиваться по заданной предыдущим проамериканским правительством траектории. Единственное, что на данном этапе может и должна сделать Россия для улучшения отношений со своим северным соседом, – это не поддаваться на провокации и продолжать сотрудничество в тех областях, которые составляют интерес для Москвы.
Фигура Йенса Столтенберга, имеющего шансы стать координатором новой «восточной политики» НАТО, вопреки многим прогнозам пессимистов, все же дает некоторые поводы для ограниченной нормализации российско-западных отношений, хотя отнюдь и не гарантирует ее.
С учетом неустойчивой ситуации на валютном рынке Украины, любые трудности крупных российских компаний могут привести к падению курса гривны, снижению реального дохода граждан. Но главное – сократится количество рабочих мест и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Характерно, что борьба с ИГ для Запада, способного повлиять на ситуацию, - не является жизненным интересом, для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами, – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии), а реально способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.
Оценки американских военных ведомств привели к резкому ужесточению риторики Вашингтона и Пхеньяна, пригрозивших на этой неделе началом военной действий. Министерские встречи по линии АСЕАН, состоявшиеся на этой неделе на Филиппинах, продемонстрировали несогласие стран региона с алармизмом США в вопросе Северной Кореи. Несмотря на то что и президент, и сенаторы находятся в отпусках, напряженность в отношениях между Дональдом Трампом и республиканскими сенаторами, продолжила набирать обороты.