10 октября состоялся рабочий визит президента России Владимира Путина в Турцию. Программа мероприятий российского президента предусматривала переговоры с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом и выступление на Всемирном экономическом конгрессе в Стамбуле. Ход визита и его результаты указывают на взаимное желание Москвы и Анкары укрепить подпорченные некогда отношения, в первую очередь в экономике, и построить оптимальную систему безопасности на Ближнем востоке. При этом говорить о полном разрешении отдельных разногласий в российско-турецких отношениях пока преждевременно.
Главные итоги визита Путина в Турцию предсказуемо находятся в экономической сфере. Россия согласилась пустить на свой рынок турецкие цитрусовые и косточковые товары, оборот которых достиг к 2015 г. 500 млн. долларов, тем самым приоткрыв для Анкары санкционную завесу. Состоялось подписание межправительственного соглашения о строительстве двух ниток "Турецкого потока" с пропускной способностью по 15,75 миллиарда кубов каждая. Строительство трубопровода должно завершиться к 2019 г.
Конечно, заключенные договоренности затрагивают также и политическую плоскость. Проект "Турецкий поток" – это не просто постройка еще одного трубопровода вдобавок к Северному потоку, но и инструмент давления на европейских партнеров. Рассуждая о политическом значении Турецкого потока, аналитик агентства «Внешняя политика» Геворг Мирзаян пришел к следующему выводу:
"Решение о "Турецком потоке" все же имеет под собой ряд политических оснований. Транзитные риски могут быть сведены к минимуму через ряд прописанных в договоре пунктов (например, в отличие от украинской ГТС, принадлежащей Киеву, турецкая труба будет частично российской). А при минимальных транзитных рисках (по крайней мере, для России, — понятно, что ЕС турки будут шантажировать при помощи любой трубы, идущей через их территорию) "Турецкий поток" может быть экономически целесообразен. Наконец, создавая "Турецкий поток", Москва снижает зависимость своих поставок в Европу от "Северного потока-2" и тем самым приобретает дополнительные аргументы для переговоров с Германией (от усилий которой во многом и зависит строительство СП-2). И получается, что она использует российско-турецкое тактическое сотрудничество по его прямому назначению — для получения собственной выгоды".
Переговоры двух лидеров также выходили далеко за рамки сугубо экономической повестки. В центре внимания были вопросы региональной безопасности, сирийский конфликт, взаимодействие России и Турции в самых разных областях. Резюмируя состоявшиеся переговоры, аналитик агентства «Внешняя политика» Владимир Аватков отметил:
"Судя по всему, компромиссы между Россией и Турцией не ограничиваются «Турецким потоком». Речь и о взаимодействии министерств обороны и спецслужб, о сотрудничестве в космической области, что было отмечено отдельно на пресс-конференции двух лидеров. Прорывов сразу ждать не стоит, но сам диалог по сложнейшим вопросам явно идет полным ходом. Так что в турецких СМИ говорят о возвращении к идее совместных разработок системы ПРО с Россией, о возможностях Москвы в примирении Анкары и Дамаска".
Несмотря на показательно доброжелательную атмосферу визита Владимира Путина в Турцию, достигнутые договоренности не отменяют ряд проблемных точек в отношениях двух стран. В первую очередь, это касается проблемы Крыма, Кавказа и войны в Сирии. Турецкое руководство не склонно признавать крымский референдум и, более того, продолжает оставаться главным источником поддержки "Меджлиса крымско-татарского народа", деятельность которого признана на территории РФ незаконной. На Кавказе Турция продолжает поддерживать Азербайджан в карабахском вопросе, не имея возможности придать своей политики в этом направлении определенную гибкость. Наконец, отмечается рост внимания Анкары к Грузии, где неизбежно столкновение российских и турецких экономических интересов.
Обращаясь к сирийскому вопросу, стоит отметить, что, несмотря на достигнутые компромиссы, пространство для противоречий еще остается. По словам Геворга Мирзаяна:
"Что же касается Сирии, то здесь, безусловно, Россия и Турция достигли определенного прогресса. Анкара начала процесс нормализации отношений с правительством Башара Асада и "подзакрыла глаза" на операцию по освобождению Алеппо от протурецких боевиков. В ответ Москва, Тегеран и Дамаск развязали туркам руки в вопросе ликвидации амбиций сирийских курдов — все равно последние являлись американскими клиентами. Однако это не решило фундаментальной проблемы — судьбы той части протурецкой оппозиции, которая не хочет договариваться по-хорошему с Асадом. После освобождения Алеппо союзники возьмутся за Идлиб и будут закрывать сирийско-турецкую границу, и вот тут уже туркам придется определяться. Либо бросать на произвол судьбы радикальную часть боевиков, либо предпринимать какие-то шаги в их защиту".
Не стоит забывать и об американском факторе. Несмотря на текущий непростой характер американо-турецких отношений, Анкара остается союзником Вашингтона по НАТО и не может действовать абсолютно независимо от американского партнера. Как подчеркнул аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:
«Да, у Эрдогана масса претензий к США (особенно их легко демонстрировать перед уходящей администрацией). Но вопрос о выходе из НАТО (где у Турции вторая армия после американской) пока что не является политически актуальным, как и прекращение военно-технической кооперации Вашингтона и Анкары (а она весьма внушительна). Реализация «Турецкого потока» вряд ли приведет к выходу Турции из других проектов, хотя бы Баку-Тбилиси-Джейхан и всего того, что в Штатах называют «альтернативной энергетикой для Европы».
Подводя итог визиту Владимира Путина в Турцию, можно заключить, что прошедшие переговоры, безусловно, пошли на пользу российско-турецким отношениям. Реализация проекта "Турецкий поток" станет важным шагом в укреплении экономических связей двух стран. Почти наверняка в ходе состоявшихся за закрытыми дверями разговоров были достигнуты важные договоренности по Сирии. Однако критически важно не забывать о том, что Турция не отказывается от своих традиционных внешнеполитических приоритетов, и они могут расходиться с интересами России.
На этом этапе члены Альянса сплотились, только чтобы подать угрожающий сигнал. Когда же речь заходит о принятии конкретных шагов – каждый предпочитает действовать в одиночку с учетом собственных интересов. Это не означает, однако, что арсенал действий НАТО исчерпывается политическими демаршами. Развитие украинского кризиса может побудить организацию к более решительным действиям.
Приметой нашего времени стала «дипломатия трубопроводов» и борьба инвесторов за месторождения углеводородов. Растущее промышленное производство КНР требует все больших объемов энергии и сырья, так что Пекин активно включился в передел ресурсов мира.
Главным событием американской внутриполитической повестки, связанной с внешней политикой Вашингтона, на прошедшей неделе стала стрельба в Техасе на выставке карикатур на Пророка Мохаммеда. Важное значение для оценки перспектив американо-российских отношений имело выступление на заседании Сенатского комитета по вооруженным силам главнокомандующего НАТО в Европе. Наконец, были разрешены продолжавшиеся прения между Сенатом и Белым домом в отношении заключения договора с Ираном.
Реализм представляет собой способ мышления, а не катехизис о том, что и как следует делать. Он не помогает избежать ошибок. Поэтому реализм – это больше искусство, чем точная наука.