Стамбул, Турция. - 24 апреля 2015 года состоялся визит Владимира Путина в Ереван, в ходе которого глава государства принял участие в памятных мероприятиях, посвященных столетию геноцида армян в Османской империи. Сразу после выступления российского президента, почтившего память убитых и подвергнутых насильственной депортации армян, министерство иностранных дел Турции выступило с заявлением, осуждающим действия Владимира Путина. По мнению турецких дипломатов, «несмотря на все предостережения и призывы» он все же назвал «геноцидом» события 1915 года и тем самым сделал «в отношении Турции незаконное политическое заявление». Критике в то же время подверглась не только российская позиция, но и заявления лидеров государств, союзников Турции по НАТО, в том числе Барака Обамы, Франсуа Олланда и Йоахима Гаука. Может показаться, что резкая реакция турецкого внешнеполитического ведомства является стандартным проявлением защитной реакции Анкары на обсуждение мировым сообществом болезненного для турецкого народа вопроса. Однако в отношении России это справедливо не полностью.
Спустя два дня после визита Владимира Путина в Армению руководство турецкой государственной энергетической компании «Боташ», представляющей Турцию в проекте по строительству «Турецкого потока», получило неофициальное указание Анкары приостановить сотрудничество с «Газпромом» по этому направлению, не предпринимать никаких шагов по согласованию проектной документации и ожидать дальнейших указаний.
Продолжает оставаться нерешенным вопрос цены на покупку-продажу природного газа, переговоры по которому ведутся с начала года: несмотря на достигнутые устные договоренности, официальный документ до сих пор не подписан. Более того, расхождения в методике применения скидки в 10,25% к разным компонентам формулы расчета стоимости природного газа больше не являются единственным камнем преткновения. В преддверие парламентских выборов, которые пройдут в Турции 7 июня 2015 года, в деловых кругах, связанных с энергетическим сектором страны, а также среди правящей политической элиты все чаще звучит недовольство и призывы требовать от России больших преференций: предоставления как минимум 15% скидки на природный газ.
В новых условиях перед российским руководством стоит непростой выбор. С одной стороны, благоприятное для Турции урегулирование ценового спора не гарантирует вынесения Анкарой положительного решения по «Турецкому потоку» даже несмотря на то, что в ходе переговоров представители компании «Боташ» уверенно настаивали на взаимосвязи двух вопросов. С другой стороны, в конце июня, в соответствии с установленным порядком, у турецкой компании появится законная возможность обратиться в Международный арбитражный суд для урегулирования своих споров с «Газпромом». К этой мере уже неоднократно прибегали европейские компании, побуждая «Газпром» урегулировать споры в досудебном порядке в их пользу, и турецкая «Боташ» вполне может воспользоваться своим правом. В настоящее время Анкара ожидает решения Международного арбитражного суда по аналогичному спору с Тегераном. Оно должно быть вынесено уже в мае и, так или иначе, окажет влияние на дальнейшие действия турецких властей в отношении России. Начало судебного разбирательства может надолго отложить проект по строительству «Турецкого потока», сотрудничество в рамках которого уже фактически приостановлено.
Теперь же к разногласиям между Россией и Турцией по сирийскому конфликту и положению татарского населения в Крыму добавился армянский вопрос, который хотя и не является непреодолимым, но может стать формальным поводом к затягиванию имплементации проекта. В условиях ограниченности во времени любая, даже небольшая задержка может привести к дополнительным финансовым расходам и в конечном итоге уменьшить рентабельность проекта.
В отношениях с Россией внешняя политика Турции в последние два десятилетия отличалась прагматизмом. Такой подход продиктован ее национальными интересами, поэтому маловероятно, что нынешняя отсрочка побудит турецкое политическое руководство отказаться от экономических и геополитических преференций, которые страна получит благодаря «Турецкому потоку».
Режим антироссийских санкций становится долговременной константой международной жизни. Однако в экономических отношениях России со странами Запада постепенно складывается новая реальность. Несмотря на действие антироссийских санкций экономическое взаимодействие между сторонами расширяется, причём всё больше распространяясь на стратегические области.
В России традиционно принято говорить о неизменном характере российско-индийских отношений вне зависимости от того, кто находится у власти в «крупнейшей демократии мира». Однако Москве выгоден приход к власти именно правительства «Индийской народной партии».
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.
Энергетический альянс с Анкарой имеет долгосрочные последствия, свидетельствующие о важных переменах в европейской стратегии России. Москва больше не считает ЕС надежным партнером. Насколько возможно, Россия старается снизить риски и обезопасить свои интересы от влияния Брюсселя. Стимулом к этому послужило не только противодействие Еврокомиссии реализации «Южного потока», но и антироссийские санкции ЕС.