На прошлой неделе иранские информационные ресурсы «Fars News» и «Tafsir News» сообщили о намерение президента Исламской республики Хасана Роухани совершить визит в Армению, Казахстан и Киргизию. Первым городом в маршруте иранского президента станет Ереван.
Эксперты усматривают особое значение в визите иранского лидера в Армению, поскольку это станет первой рабочей поездкой Роухани в закавказскую республику. После апрельского обострения ситуации в Нагорном Карабахе иранский лидер принял участие в трехстороннем саммите президентов Азербайджана, Ирана и России 8 августа 2016 года, что послужило причиной для разговоров о складывании определенной иерархии приоритетов во внешней политике Ирана не в пользу Армении. Впрочем, ирано-армянские отношения и предстоящий визит на высшем уровне стоит рассматривать в широком международном контексте, выходящим за узкие рамки карабахской проблемы.
За последние 25 лет у Ирана и Армении накопился богатый опыт конструктивного взаимодействия, сдерживаемый различными факторами, такими как антииранские санкции, отсутствие качественной стратегии развития, дефицит последовательности и др. Несмотря на религиозную близость с Азербайджаном, во время военной фазы конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран старался придерживаться позиции «над схваткой», что более соответствовало интересам Армении, имеющей значительные разногласия с Турцией. Как отмечает аналитик агентства «Внешняя политика» Сергей Маркедонов:
«…Иран не блокировал и не закрывал районы, занятые в ходе военных действий 1991-1994 гг. армянскими силами, то есть фактически оставлял открытым окно для непризнанной НКР (Нагорно-Карабахской республики). И хотя принципы территориальной целостности для Тегерана имеют первостепенное значение, что он продемонстрировал и в 2008 году, отказавшись от признания абхазской и югоосетинской независимости, Исламская республика последовательно выступала за мирное и компромиссное решение конфликта в Карабахе. То есть такое решение, которое не было бы достигнуто в ходе эскалации вооруженного противостояния».
В целом, иранский внешнеполитический курс не стремиться действовать в регионе, руководствуясь блоковым мышлениям, выстраивая коалиции в тех или иных конфигурациях. Тегерану гораздо выгоднее многовекторная стратегия, основанная на выстраивании эффективной схемы взаимодействия по каждому конкретному вопросу. По мнению Сергея Маркедонова, такая политика характерна для всех стран региона:
«Сегодня в Закавказье (думается, что и к Ближнему Востоку это правило в известном смысле применимо) на первый план выходят не всеобъемлющие коалиции и блоки, а ситуативное и селективное взаимодействие. Для него будут интересны и Армения, и Азербайджан и Грузия. И выгоды будут у тех, кто сумеет приспособить разнонаправленные интересы игроков для своей собственной максимальной пользы».
Будущий визит Роухани в Ереван полностью укладывается в данную стратегию. Стороны с готовностью обсудят проблемы и перспективы двусторонних отношений на текущенм этапе, избегая заявлений, который могут вызвать резкое недовольство Баку.
Туркменистан начинает отходить от принципов нейтральной, фактической изоляционистской политики и начинает активнее вести поиск союзников. В этом контексте рассматривают визиты в Ашхабад в 2014 году президентов Узбекистана Ислама Каримова и Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе обоих визитов немаловажное место в повестке дня занимали вопросы безопасности и проблемы соседнего Афганистана, с которыми приходится сталкиваться региональным игрокам.
30 декабря руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью молодежному интернет-журналу МГУ "Татьянин день". В ходе беседы обсуждались основные итоги 2016 года, причины участившихся ошибок в работе аналитиков, перспективы развития российско-американских отношений при президенте Дональде Трампе и главные вызовы 2017 года.
Для военной стратегии Соединенных Штатов это значит так же мало, как и предыдущие назначения на этот пост в последние 20 лет. Вне зависимости от того, кто возглавляет Пентагон, США остаются морской державой, континентальные владения которой останутся неуязвимы для оппонентов как минимум до 2050 года.
По политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.