ПАЛО-АЛЬТО, США. - В последние 9 месяцев администрация США утеряла внешнеполитическую инициативу и оказалась вынуждена реагировать на череду значительных международных событий – кризис на Украине и обострение противоречий между КНР и ее соседями в Южно-Китайском море. Внезапность этих событий дезориентировала американское общество и побудило его усомниться в принципах и целях внешнеполитического курса страны. Выступление Барака Обамы в 28 мая 2014 года в военной академии в Вест-Поинте было направлено на изменение неблагоприятного отношения общественности к внешней политике США. Обама также стремился ответить на ужесточившуюся в последнее время критику и акцентировать внимание на внешнеполитических достижениях своей администрации. Основным из них президент считает прекращение затяжного периода участия США в военных конфликтах вдали от границ США.
Поскольку в речи отсутствует позиция США по конкретным внешнеполитическим проблемам, а само выступление изобилует патриотической лексикой, ее основным адресатом являлось американское общество, а не внешние силы. Главный тезис выступления в Вест-Поинте не нов: США являются единственной страной, способной взять на себя роль лидера мирового сообщества. Последний раз Обама говорил об этом в сентябре 2013 года в выступлении перед Генеральной ассамблей ООН. Тогда президент США сетовал на то, что Вашингтон критикуют за бездеятельность, когда он не вмешивается, и за гегемонизм, когда он что-то предпринимает.
Обама назвал принципы, согласно которым он намерен проводить в жизнь лидерство США. Во-первых, применение американскими военными силы будет производиться только в ситуации угрозы США или их союзникам. В остальных случаях Вашингтон будет стремиться мобилизовать ресурсы партнеров. Во-вторых, основной угрозой безопасности продолжает оставаться терроризм, который представляет собой сеть группировок, расположенных в различных странах. Мысль о возможности проведения операций в каждой из них является, по словам Обамы, «наивной», поэтому США будут поддерживать партнеров, готовых сотрудничать в противодействии террористам. В-третьих, Вашингтон будет способствовать укреплению мирового порядка, который необходимо адаптировать к современным условиям. В первую очередь, по мнению президента, США должны делать это на собственном примере: соблюдать международные нормы, отказаться от односторонних действий, способствовать развитию новых международных договоренностей.
По сути, Обама вновь предложил способ определения жизненных интересов США и их отделения от второстепенных. В итоге это приведет к сокращению количества кризисов, в разрешение которых США могут оказаться вовлечены по инерции лидерского положения. Обама также косвенно признал ответственность США за создание дурных прецедентов - нарушение международного правового режима и дестабилизацию ситуации в различных регионах мира.
Реакция на выступление Обамы со стороны России и КНР была сдержанной и предсказуемой. Очевидно, это связано с тем, что само выступление стало обобщением уже применяемых администрацией США подходов и не содержало новых идей. В Москве недовольство вызвало заявление об успешной изоляции России. Владимир Путин отметил, что изоляция «носит эфемерный характер», а глава МИД Сергей Лавров добавил, что «изолировать такую страну, как Россия - невозможно». Никаких последствий для двухсторонних отношений этот обмен мнениями носить не будет. Как следует из интервью Путина французским СМИ 4 июня, Россия готова к конструктивному диалогу с США. О необходимости выстраивать доверительные отношения с Россией заявил и Обама на пресс-конференции в Варшаве 3 июня.
Внимание китайского руководства привлекла фраза Обамы о том, что США останутся лидером в ближайшем столетии. Представитель внешнеполитического ведомства КНР с иронией отметил, что в международных делах невозможно делать таких предсказаний. В государственной газете «The Global Times» была опубликована статья «Америка хочет быть мировым лидером еще 100 лет, но каким образом?», в которой подвергалось сомнению наличие у США необходимых ресурсов для того, чтобы оставаться мировым лидером.
Речь Барака Обамы в Вест-Пойнте стала первой из серии программных выступлений по внешней политике, которая была продолжена во время его визита в Польшу в начале июня. Позиция Вашингтона по поводу конфликта в Украине была озвучена в варшавской речи 4 июня: США готовы к тесному сотрудничеству с новым украинским президентом и не признают легитимность присоединения Крыма к России, оставляя открытым вопрос о применении более жестких санкций.
Оценка Вашингтоном событий в Южно-Китайском море прозвучала из уст главы Пентагона Чака Хейгла на конференции по проблемам безопасности в АТР «Шангри-Ла Диалог» в мае 2014 года в Сингапуре. США, не принимая какой-либо стороны в территориальных спорах, тем не менее «осуждают действия любой страны, направленные на запугивание, принуждение или угрозу применения силы для обеспечения собственных интересов». Столь явное ужесточение позиции в отношении Китая посылает сигнал о готовности США пересмотреть свой курс на выстраивание доверительных отношений с военным истеблишментом КНР.
В новом международном контексте руководство США уделяет внимание формированию новых и упрочению старых союзов. На этом акцентировал внимание Барак Обама в речи в Вест-Поинте, об этом он говорил и в выступлении в Варшаве. На конференции в Сингапуре США фактически выступили единым лагерем с азиатскими странами, имеющими противоречия с КНР. Очевидно, что администрация США хочет воспользоваться сложившейся ситуацией в связи с кризисом на Украине и событиями в Южно-Китайском море. Эти события не только сблизили позиции России и Китая, но и придали импульс сотрудничеству в союзников по НАТО и заставили азиатские страны искать поддержки против Китая в Вашингтоне.
Снятие американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам завершило двадцатилетний процесс нормализации отношений, что, тем не менее, вызвало недовольство среди правозащитников и китайских СМИ. Исторический визит Барака Обамы в Хиросиму является необходимым дипломатическим шагом на фоне недовольства местного населения по поводу американской базы в Окинаве. Попытки спикера сделать процесс принятия бюджета более своевременным и открытым привели к неразберихе, с которой он пообещал разобраться сразу по возвращении Конгресса после недельных каникул.
Визит президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Москву оставил двойственные впечатления. Зарубежные наблюдатели усмотрели в нём следование политики ценностей, российские эксперты предпочли сделать главный акцент на самом факте визита германского президента в Россию впервые за долгое время. Между тем, однопартийцы президента ФРГ продолжают наблюдать за коалиционными переговорами, прогресс в которых так и не был достигнут.
Правительство Черногории спонсирует масштабную кампанию, пропагандирующую присоединение страны к Альянсу: Подгорица переполнена плакатами, организуются телевизионные передачи, форумы и семинары на приморье, созданы НПО и интернет-порталы. И даже после всего этого большинство граждан Черногории не поддерживает вхождение в НАТО. С другой стороны, большинство политических партий в парламенте выступает за интеграцию в НАТО.
Назначение Дэвида Фридмана новым послом в Израиль свидетельствует о готовности США отказаться от своих традиционных взглядов на решение палестино-израильской проблемы. Тема «русских хакеров» продолжает оставаться предметом горячих дискуссий в американских политических кругах. Реакция Дональда Трампа на инцидент в Южно-китайском море ставит вопросы о его способности действовать в кризисных ситуациях.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.