Иван Лошкарёв
Процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик». в целом процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик».
ПРЕМИУМ
1 декабря 2014 | 08:21

Успехи и неудачи государственного строительства ЛНР и ДНР

Образовавшиеся весной этого года «народные республики» стоят перед необходимостью закрепить собственное существование. Для этого нужно обеспечить контроль над территорией самопровозглашенных государств, обеспечить координацию вооруженных сил двух республик, сформировать сбалансированные политические институты и наладить движение товаров, услуг, труда и капиталов. Прошедшие 2 ноября выборы были призваны сформировать политические стимулы для этого. Пока «народные республики» со стоящими перед ними задачами справляются не в полной мере.

Контроль над территорией

В течение октября-ноября власти ДНР заметно расширили площадь управляемой ими территории. Основной формой установления контроля стали рабочие поездки министров и главы ДНР в районные центры и переговоры с местными лидерами ополчения. Исключением стали секретные переговоры в конце октября об отставке Игоря Безлера – командира горловской группы войск. Безлер напрямую не конфликтовал с органами ДНР, но и не торопился исполнять их распоряжения. Однако
отставка Безлера сделала более сговорчивыми командиров ополчения в тыловом для Горловки районе Шахтерск-Торез. В итоге, до 2/3 заявленной территории ДНР находится в подчинении Донецка (на конец октября – около четверти).

Властям ЛНР пришлось сложнее, поскольку их ресурсы сопоставимы с ресурсами оппонентов из числа ополчения. Лидеру ЛНР Игорю Плотницкому удалось договориться с Алексеем Мозговым и Николаем Козицыным о проведении выборов на подконтрольных им территориях, но на этом сотрудничество закончилось. Договоренность о едином командовании войск ЛНР утратила актуальность, когда Мозговой выступил против разделения бригады «Призрак» на несколько подразделений. А самоуправление трех районов Луганской области с неофициальной столицей в г. Антрацит вынудило Луганск провести масштабную операцию по зачистке Антрацита от войск Козицына. Официальный сайт ЛНР отмечает:

«28 ноября во время проведения совместной операции силами МВД ЛНР и казачьим подразделением было обезврежено и разоружено вооруженное бандформирование».

В итоге, Луганску подконтрольно чуть больше половины территории республики (на конец октября – до трети).

Наличие самостоятельных командиров ополчения фактически снимает вопрос об организации единой армии Новороссии, поскольку любые договоренности о подобном исходе требуют многосторонних переговоров, поиска точек соприкосновения и взаимных уступок. К этому добавляется скрытый антагонизм между Луганском и Донецком, вызванный амбициями руководства республик.

Политический процесс

После выборов 2 ноября органы власти ДНР и ЛНР стали, с некоторыми оговорками, легитимными институтами. Однако вместо формирования прозрачных процедур принятия решений в «народных республиках» складываются своеобразные «вертикали власти», формальные и неформальные полномочия сосредотачиваются в руках лидеров новоявленных государств. В ДНР Александр Захарченко практически очистил высшие органы власти от «приднестровского» клана и существенно ослабил группу интересов Рината Ахметова. Из всего состава Совета Министров периода Александра Бородая в новом правительстве ДНР осталось только 2 человека. Более того, 2 министра, связанных с бизнес-проектами Ахметова были арестованы по обвинению в превышении должностных полномочий, что может считаться нормальным для органов власти революционного времени, но абсолютно несовместимо с предсказуемым политическим процессом. Непредсказуемость, как и согласование политических решений кулуарными методами, ослабляет легитимность новых государств.

Выборы 2 ноября были организованы таким образом, что в парламенты «народных республики»  попали в основном неизвестные организации, созданные перед началом избирательной кампании в интересах персоналий в руководстве ЛНР и ДНР. Напомним, что ЦИК ДНР отказал в регистрации соратникам Павла Губарева и коммунистической партии. Таким образом, наметился отход от практики сдержек и противовесов периода становления двух республик, когда Верховные Советы не только принимали важнейшие документы, но и формулировали видение государственного строительства.

 Экономика

Тяжелая экономическая ситуация в «народных республиках» вызвана боевыми действиями, которые разорвали традиционные хозяйственные связи, заблокировали каналы перевозок и существенно увеличили издержки ведения бизнеса. Положения усугубили недавно принятые Киевом решения о блокировке доступа жителей ДНР и ЛНР к банковской системе, о переводе всех предприятий на контролируемую Киевом территорию и о приостановке социальных выплат. Таким образом, в Новороссии значительно сократится платежеспособный спрос.

Недавние откровения Игоря Стрелкова о том, что российская гуманитарная помощь на Донбассе не доходит до конечного адресата, подтверждает предположения, что основным сектором экономики «народных республик» стал сектор услуг, а точнее полутеневые продажи потребительских товаров. Фактически произошла деиндустриализация Донбасса: ряд предприятий попали под артиллерийские обстрелы, нарушены производственные цепочки, возникли сложности с реализацией продукции. В таких условиях от ЛНР и ДНР требуется активная внешнеэкономическая деятельность: поиск рынков сбыта, налаживание новых каналов поставки сырья, конверсия производств за счет возможных инвестиций.

В этой связи, ДНР решилась на шаг, возможность которого обсуждалась с мая текущего года. 28 ноября Александр Захарченко ввел внешнее государственное управление на предприятиях топливно-энергетического комплекса, то есть осуществил временную их национализацию. Наиболее просто в нынешних условиях восстановить добычу угля, а затем осуществлять его реализацию (пусть и по теневым схемам). Тем самым, у ДНР появится валютная выручка, которую можно будет направить на модернизацию производств и социальные выплаты, чтобы поднять платежеспособный спрос. Напротив, в ЛНР от отраслевой национализации пока отказываются, объясняя это необходимостью не давить на бизнес.

Таким образом, «народные республики» начали формировать жизнеспособные институты, однако этот процесс затягивается и осуществляется методом проб и ошибок.

В политической сфере обе республики склонились к закреплению авторитарной модели управления, унаследованной от периода боевых действий. Эта тенденция согласуется с пересмотром отношений правительств в Луганске и Донецке с основными командирами ополчения, особенно теми, которые стремились к некоторой автономности. В экономической сфере окно возможностей для Донбасса сокращается, необходимы неординарные и быстрые решения, на которые политическое руководство в силу отсутствия подобного опыта не способно.  Но в целом процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

6 октября 2015 | 23:15

10 главных событий внешней политики России в сентябре

В центре внимания аналитиков находились сирийская операция России и встреча Владимира Путина и Барака Обамы в Нью-Йорке. Однако помимо этого в сентябре произошли несколько поворотных событий, которые повлияют на отношения России со своими соседями и международными партнерами. Агентство «Внешняя политика» представляет рейтинг ключевых событий внешней политики России в сентябре. 

9 марта 2014 | 02:24

Новая роль Германии в НАТО

Немецкие политики озвучили новую цель Германии - укрепление международных позиций ФРГ через активизацию внешней политики страны и упрочение трансатлантических отношений. Как далеко могут простираться амбиции Берлина?

12 февраля 2015 | 17:13

Current economic crisis offers an important opportunity for Russia

Although coping with sanctions, plummeting oil prices and a devalued ruble is challenging, it is paramount that Russian leaders continue to spend time and energy to address the economy’s structural problems and give it a new focus. That is the path to creating an economy that is stronger, more efficient and more flexible in the years to come.

28 августа 2014 | 17:23

США опираются на Курдистан в борьбе с "Исламским государством" в Ираке

США все еще рассчитывают на благоприятный исход в Ираке. Основные усилия будут брошены на обеспечение безопасности Иракского Курдистана как возможного источника стабилизации ситуации и единственной силы, способной реально бороться с Исламским государством.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова