Украинский внутриполитический кризис затмил в информационном пространстве проблемы Ближнего Востока, Африки, Закавказья, Центральной Азии и Афганистана. После завершения серии балканских войн европейская безопасность не подвергалась столь суровому испытанию.
Значение Украины для Европы трудно переоценить хотя бы в силу географических характеристик. Это - вторая по размеру территории (603, 7 тыс. кв.км.) и пятая по численности страна Европы (чуть более 46 млн. чел.). В бывшей Югославии не располагалось 70% всей инфраструктуры российского Черноморского флота, а сама эта страна не играла столь важной роли в обеспечении газового транзита из России в Европу. Если сравнивать нынешнюю ситуацию на Украине с югославскими конфликтами, позиции РФ и Запада сегодня расходятся значительно больше, чем это было в 1990-х годах. И переживаются они эмоциональнее. Дело здесь не только в решимости Москвы или изменении геополитической роли страны по сравнению с предыдущим периодом. Прежде всего, потому, что не для представителей политического истеблишмента, а для среднестатистического россиянина Украина значит несопоставимо больше, чем Абхазия или Южная Осетия, Нагорный Карабах или Приднестровье. Сергей Лавров совершенно не лукавил, говоря о том, что Крым для граждан РФ - это не то же самое, что Фолкленды для британцев.
Но насколько вероятно преодоление тех противоречий, которые разделяют сегодня Москву и Вашингтон с Брюсселем? После 1991 года многие охотно писали про новый этап в отношениях между Западом и Россией. За два десятилетия «холодную войну» не единожды хоронили и предавали ритуальному проклятию. Однако же в этих отношениях было много поворотов. В августе 2008 года был пережит сложнейший кризис, вызванный «пятидневной войной» на Южном Кавказе. Это событие показало, что и без идеологических и ценностных противоречий национальные интересы могут разводить государства и интеграционные объединения по разные стороны баррикад. События 2014 года снова подтвердили правильность этого тезиса.
Происходит это не в последнюю очередь потому, что такое важнейшее проявление мышления «холодной войны», как предельно идеологизированный подход к российским интересам, никуда не исчезло. От него США и их союзники так и не смогли освободиться. Если бывшая советская республика громко кричит о своем «западном выборе» и «европейских ценностях», этого для Вашингтона и других столиц западного мира оказывается иногда вполне достаточно, чтобы признать ее «маяком» или «витриной» демократии.
Демократия при таком подходе отождествляется не с возможностью народа делать свой выбор свободно, и не с развитыми институтами самоуправления или парламентаризма, а с антироссийской направленностью. Которая фактически отождествляется с антисоветской. Между тем, нынешняя Россия – не Советский Союз. И уж точно ее страдания в период сталинской диктатуры или брежневского «застоя» были никак не меньшими, чем проблемы Грузии, Украины или прибалтийских республик. КПСС не была этнически русской партией. И в репрессивных органах были представлены все народы, жившие в тогдашнем Советском Союзе. К сожалению, отождествление России с СССР, а русских с НКВД и другими карательными структурами не раз играло заметную роль в политике Запада. Так было в 1992 году, когда одно имя Шеварднадзе («демократа» и «разрушителя Берлинской стены») заставило ЕС и США закрыть глаза на конфликт в Южной Осетии, гражданскую войну в Мегрелии и нарастающее противостояние в Абхазии, признав независимость Грузии безо всяких оговорок и условий. Так же было в 2004-2008 годах, когда назойливая пропаганда Михаила Саакашвили заставила игнорировать два соглашения о прекращении огня в Абхазии и в Южной Осетии и позволила грузинскому президенту «разморозить» два конфликта. Так, увы, случилось и в 2014 году, когда вся огромная европейская страна фактически отождествилась в сознании ведущих западных политиков с одной столичной площадью. Именно здесь истоки «крымского сепаратизма», а не в набивших оскомину ссылках на имманентный русский империализм.
Однако любой кризис, несмотря на все имеющиеся опасности, открывает возможности для обновления. И украинский вызов при наличии воли может открыть возможность для преодоления имеющегося негативного тренда. Если США, ЕС и НАТО откажутся от рассмотрения всех бывших республик СССР, как «колоний Кремля» (что и с фактической точки зрения неверно, и в геополитическом плане опасно), то это дает возможность перейти к отношениям, основывающимся на реалистическом мировидении. Понятное дело, интересы России и Запада не могут быть тождественными, а противоречия не исчезнут по мановению волшебной палочки. Но намного продуктивнее спорить и договариваться о сегодняшних интересах вместо дискуссий об идеологических штампах ушедшей эпохи. Всякое выталкивание России из европейской политики будет лишь усиливать консервативные настроения внутри страны и ее жесткость на международной арене. Включение же ее в общий «концерт» позволит сделать и постсоветское пространство, и Европу, и мир в целом более предсказуемым и менее конфликтным.
Марко Рубио долгое время поддерживал тесные контакты с чайной партией, с лидерами которой у Бейнера открытый конфликт. Когда сенатор Боб Коркер привлек его в комитет по международным делам, Рубио постепенно начал сжигать мосты с чайной партией и придерживаться общей линии Республиканцев. Его активность, молодость и политическая хватка все же заставили Бейнера сказать, что «Рубио – выдающийся политик, стремящийся изменить Америку к лучшему».
Американские эксперты задались вопросом о влиянии урагана "Харви" на международные цены на нефть. Введенные против Венесуэлы финансовые санкции оказались более мягкими, чем ожидалось на фоне эскалации риторики американского руководства. Первый за 15 лет рабочий визит финского президента в Вашингтон для встречи с американским коллегой заставил экспертов искать причины столь неожиданного всплеска интереса к такой «маленькой и безобидной стране».
Инцидент в Нигере заставил законодателей вернуться к обсуждению нового Разрешения на использование военной силы. Госдепартамент и американское министерство финансов приступили к выполнению принятого Конгрессом закона, ужесточающего санкционную политику в отношении России. Назначение на пост главы ФРС Джерома Пауэлла стало еще одним шагом Трампа по выполнению своего предвыборного общения избавиться от закона Додда-Фрэнка.
Продолжая перестановки в администрации, Дональд Трамп назначил на должность советника по национальной безопасности своего союзника во время предвыборной кампании Джона Болтона. Эскалация отношений с Россией стала новым поводом для атак на Трампа. Завершившиеся на этой неделе переговоры о пересмотре соглашения о свободной торговле с Южной Кореей были названы первым значительным успехом Трампа в деле «выравнивания» торгового баланса США.