Доктрина Анкары «ноль проблем с соседями», целью которой было установление дружеских отношений с близлежащими странами, приобрела новые черты. В отношениях с каждым из соседей Турция стремится использовать тюркский фактор и заручиться симпатиями проживающих на сопредельных территориях тюрок. Удобный и покладистый сосед - Украина - не препятствовала Анкаре устанавливать доверительные отношения с крымскими татарами. Между странами установилось согласие относительно преимущественной роли Турции в поддержке Крыма. Киев не усматривал в этом угрозы для себя.
Отношения России и Турции после распада СССР успешно развивались в экономической сфере. Однако по вопросам безопасности между Москвой и Анкарой были часты разлады. Ситуация вокруг крымских татар может стать одним из них.
Турция устами высокопоставленных чиновников реагировала на события на Украине нейтрально. Во многом Анкара разделяла позицию России, поскольку опасалась ущерба своему бизнесу на Украине в результате нестабильности и роста экстремизма. Товарооборот между Турцией и Украиной составляет более 7 млрд. долларов США и Анкара стремилась увеличить его до 20 млрд. к 2015 году. Для Украины Турция являлась вторым торговым партнером после России. Турция активно инвестировала в украинскую промышленность и недвижимость, поставляла продукты питания, товары народного потребления, полимерные материалы и пластмассы, закупала черные металлы и удобрения. Турецкие экономические интересы на Украине велики, поэтому значительны и связанные с ними риски.
Турецкая позиция по Украине претерпела серьезные изменения с вхождением Крыма в состав России. Для Турции эта новость стала неприятной неожиданностью. На протяжении 20 лет Анкара шла по пути включения Крыма в сферу своего влияния: инвестировала средства в поддержку общественных организаций, оказывала содействие переселению крымских татар в Турцию, помогала при переезде и расселении. Турецкие фонды и религиозные организации чувствовали себя вольготно на Украине, формируя лояльные сообщества.
Турция стремилась воспрепятствовать проведению референдума в Крыму. На протяжении почти недели с новыми властями в Киеве вел переговоры министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмет Давутоглу, приехавший во главе внушительной делегации. Известно, что министр встречался и с представителями крымских татар. Распространяется информация о том, что Турция оказывала финансовую и техническую помощь противникам референдума. В день проведения последнего на сайте МИД Турции было опубликовано жесткое заявление с осуждением якобы «нелегитимного и противоречащего праву» шага.
Необходимо отметить, что в Крыму действует две основные организации татар, которые противостоят друг другу. Это Меджлис крымскотатарского народа и Милли Фырка. Меджлис явился основным источником антироссийских настроений в Крыму, а его экс-руководитель Мустафа Джемилев - прозванный «сыном Крыма» - активно сотрудничает с Турцией. 15 апреля он получил в Анкаре правительственную награду - орден Турецкой республики.
В Турции действует целый ряд организаций, оказывающих помощь крымским татарам: Крымская Международная Бизнес Ассоциация, Фонд взаимопомощи и культуры крымских татар, Крымский фонд «Устремление», Организация культуры и консультаций крымских татар. Влияние Турции в Крыму осуществляется также через Фонд исследований тюркского мира, Союз культуры и взаимопомощи крымских тюрков, а также Главное агентство по международному сотрудничеству.
Российско-турецкое взаимодействие осложнено украинским кризисом и событиями в Крыму. Факт пропуска турками через Черноморские проливы кораблей ВМС США (некоторых - в нарушение международной конвенции о проливах) демонстрирует неудовлетворение Анкары развитием событий. В то же время, турецкое руководство обладает здравым экономическим мышлением, которое с течением времени поможет России и Турции возобновить глубокое сотрудничество, какая бы власть ни установилась в Крыму и на Украине.
Соединенные Штаты используют углубление военной инфраструктуры НАТО в Европе для усиления контроля за европейскими государствами. Через институты НАТО Вашингтон получает серьезные рычаги влияния на весь процесс принятия стратегических внешнеполитических решений не только в странах-членах Альянса, но и в государствах, претендующих на это членство.
Уходящая неделя прошла под знаком интенсивных переговоров по самым острым международным проблемам. В Москве лидеры России и Греции обсуждали межгосударственные отношения, заставив поволноваться руководителей Евросоюза. Также в российской столице встретились представители официального Дамаска и сирийской оппозиции. Сеул и Токио обменялись претензиями по поводу принадлежности спорных островов, а VII саммит Америк показал, что страны латиноамериканского региона больше не хотят быть «задним двором» США.
На Украине создают Национальную гвардию - на базе внутренних войск и добровольцев, которыми, очевидно, станут боевики Майдана. В России экспертное сообщество и медиа нередко оценивают это как создание кулака действующей киевской власти. Эти оценки, по всей видимости, оправданы.
Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.