Российская внешняя политика уверенно преодолела бурный 2015-й год и уже вошла в 2016-й, как минимум такой же сложный. Накануне начала главных событий и прошла большая пресс-конференция министра иностранных дел Сергея Лаврова. Хотя некоторые реперные точки Россией пройдены, впереди - сирийское урегулирование, украинское, выход из ситуации с санкциями. И в целом усилия на экономическом направлении, где один из нерешенных вопросов до сих пор - территориальный спор с Японией. Что касается Сирии, то борьба за то, кто будет сидеть за столом на переговорах, очевидным образом откладывает начало конференции в Женеве, которое было намечено еще на 25 января. Следующий по времени вопрос, это совместный поиск выхода из тупика на Украине, впрочем, хорошо уже то, что в этом тупике находимся не мы. А где виден прогресс? Стало куда больше взаимопонимания с Западом, например.
"По большому счету, все все понимают", - сказал министр по поводу украинского вопроса, но эту сентенцию можно отнести и ко всему сегодняшнему контексту отношений России с США и ЕС.
Две солидарности
Значительная часть сказанного министром иностранных дел Сергем Лавровым на большой пресс-конференции касалась отношений с США и ЕС.
«Если мы будем прагматичны и будем думать о своих национальных интересах, которые не нарушают какие-либо международные обязательства, то позитивный результат всегда достижим», - обозначил Лавров приемлемую формулу взаимоотношений с Западом.
По его словам, ряд сил пытаются затруднить эти отношения, «взывая к некой атлантической, евросоюзовской “солидарности”».
Две солидарности, безусловно, нужно разводить. Евросоюзовская солидарность в каких-то вопросах если и мешает России, то исключительно в силу превратного толкования смысла этого понятия со стороны некоторых новых членов.
Солидарность должна проявляться не в том, что весь ЕС защищает польские интересы на Украине, а в том, что Польша должна жертвовать этими интересами во имя всего европейского сообщества.
Возможно, с ростом в той же Польше европейского самосознания придет правильное понимание термина «евросоюзовская солидарность», однако для роста сознания нужно решение ряда кризисов, стоящих перед ЕС. Именно поэтому министр Лавров и выразил заинтересованность Москвы в том, чтобы кормчие в Брюсселе провели корабль Евросоюза через все рифы.
«Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал, чтобы в нем тем более появлялись какие-то трещины, чтобы он раскалывался. Мы заинтересованы в едином, сильном Европейском Союзе, с которым комфортно работать в экономике и по всем другим вопросам», - заявил Лавров.
А вот атлантическая солидарность является проблемой. Она давно и системно мешала отношениям Москвы с отдельными странами ЕС, и, по всей видимости, будет мешать и дальше. Вопреки сложностям и трещинам в отношении США и Евросоюза, Брюссель продолжит в среднесрочной перспективе привязывать свою внешнюю политику к американской - это объективная реальность, игнорировать которую глупо.
«Атлантическая солидарность по-прежнему сильна по ключевым вопросам. В ее основе лежат гарантии безопасности США своим союзникам в Европе. Говорить об ослаблении солидарности можно будет в одном из двух случаев: либо когда ЕС не будет нуждаться в американских войсках для своей защиты, либо когда проблемы безопасности на континенте будут разрешены», - говорит директор программ Валдайского клуба Андрей Сушенцов.
Для первого случая нужно создание системы коллективной безопасности как минимум от Владивостока до Лиссабона, для второго - резкое углубление и расширение интеграции ЕС (в том числе и через реальное проведение единой внешней и оборонной политики). Оба эти сценария вряд ли реализуются даже в среднесрочной перспективе.
Антисирийские саботажники
Впрочем, наличие трансатлантической солидарности не мешает Москве, Брюсселю и Вашингтону сотрудничать по темам, представляющим взаимный интерес. Судя по всему, Запад окончательно отказался от попыток позиционировать Россию как страну, находящуюся в международной изоляции. Министр заявил о том, что в последнее время США и ЕС регулярно обращаются к Москве с просьбой помочь в решении украинского, иранского, северокорейского вопросов. И Россия помогает, исходя из озвученного Лавровым курса на прагматизацию международных отношений.
«Сотрудничество по этим вопросам было прагматичным и для России было связано с защитой своих интересов. Основной для прагматизма служит то, что Россия и Запад в отличие от времен "холодной войны" перестали искусственно создавать друг для друга проблемы, - говорит Андрей Сушенцов. - На Западе не хотят, чтобы это все переросло в системное противостояние и они с Россией стали врагами на весь XXI век».
Наиболее успешным примером сотрудничества стала, безусловно, Сирия. Кремль достиг с западными партнерами рамочного компромисса о выводе страны из гражданской войны, и сейчас этот компромисс реализуется. Правда, на его пути встал ряд других стран и сторон.
Так, Лавров заявил о фактических попытках срыва переговорного процесса. Во-первых, со стороны «некоторых участников Международной группы поддержки Сирии», которые «настаивают на том, что только те, кто встречался в декабре 2015 года в Эр-Рияде, достойны представлять сирийскую оппозицию, а всех остальных необходимо оставить “за бортом”». Речь, понятно, о Саудовской Аравии которая пытается допустить до переговоров лишь управляемую часть оппозиции для того, чтобы эти переговоры банально сорвать. Ас-Саудам нужно максимально затянуть принятие официального международного диагноза о поражении КСА на периферийном сирийском театре саудовско-иранской войны.
Еще одним саботажем Лавров считает призыв другой страны (Турции) не допускать до переговорного процесса сирийских курдов.
«Без этого участника переговоры не могут принести результат, который мы хотим, а именно окончательное политическое урегулирование в Сирии. Сирийские курды составляют примерно 15% населения и занимают значительную, причем ключевую часть территории. Знаете, какой аргумент был выдвинут против их участия? Зачем их приглашать, если они не борются против Башара Асада? Такого критерия – приглашать на переговоры только тех, кто борется с Башаром Асадом – никогда не было», - возмущается министр.
Лавров очень тонко дал понять, что призыв Турции не пускать курдов на переговоры стал вызовом не столько для России, сколько для Соединенных Штатов, чьим союзником сирийские курды являются. И что если США пойдут на поводу у турок (а по словам министра иностранных дел Франции Лорана Фабьюса, курдов все-таки не пригласят на переговоры), то они тем самым еще раз продемонстрируют свою ненадежность как союзника. Москву подобный расклад устроит - США сами своими руками толкнут сирийских курдов в объятья Москвы, Дамаска и Тегерана.
Время играет не в пользу Японии
Крайне интересным оказался и ответ Лаврова на вопрос об отношениях с Японией. Министр фактически обозначил формулу будущей нормализации отношений со страной Восходящего солнца - он просто развел подписание мирного договора и решение вопроса с Курилами. «Мы не считаем, что мирный договор – это синоним решения территориальной проблемы. Это шаг, который необходим для того, чтобы отношения между двумя странами были нормальными не только по сути, но и по юридическому оформлению», - отметил министр.
Японские власти, конечно, выразили протест.
«Мы считаем позицию российской стороны совершенно неприемлемой, - заявил заместитель генерального секретаря японского кабинета министров Коити Хагиуда. - Позиция японского правительства по этому вопросу ясно высказана, и о принятии каких-то конкретных действий в связи с этими высказываниями мы не думаем».
На деле же все прекрасно понимают, что озвученная министром формула является единственно верной. Отдавать Курилы Москва при любом вменяемом руководителе не станет. Это неправильно в принципе, а сверх того можно обозначить еще ряд резонов.
Во-первых, это важные с экономической и военной точки зрения территории (их акватория богата рыбными и углеводородными ресурсами, а контроль за островами дает свободный выход из российских дальневосточных портов в Тихий океан). Во-вторых, это просто территории, сдача которых может создать прецедент, и породить соответствующие претензии со стороны других сопредельных держав.
«Мы ведь не просим чего-то запредельного, а только одного: чтобы Япония, как и все другие страны, которые подписали и ратифицировали Устав ООН, сказала, что она привержена Уставу ООН во всех его частях, включая статью 107, где говорится, что итоги Второй мировой войны не подлежат пересмотру», - говорит Лавров.
В-третьих, нет никакого смысла идти на серьезные уступки ради компромисса с Японией из-за недостаточной надежности партнера. Учитывая теснейшую зависимость Токио от Вашингтона, нет никаких гарантий того, что японцы получат территории и выполнят взятые на себя стратегические обязательства в отношении Москвы.
«Нам хотелось бы ... видеть более самостоятельную Японию, тем более, что она претендует на роль постоянного члена Совета Безопасности ООН», - заявил Лавров.
И, наконец, в-четвертых, в улучшении двусторонних отношений Япония заинтересована куда больше, чем Россия. Ей нужно каким-то образом приостановить российско-китайское сближение, и нет лучшего способа чем парировать его японо-российским. Чем больше японцы вложат в Россию инвестиций, чем сильнее будет торгово-экономические отношения между странами, тем меньше будет у Кремля желания помогать китайцам в их антияпонских шагах.
В Токио все это осознают, но не могут пойти на прагматизацию двусторонних контактов по имиджевым причинам.
Поэтому стороны продолжат искать взаимоприемлемую формулу мирного соглашения, но итоговый его вариант может быть только в озвученных Лавровым рамках - мир без территориальных уступок со стороны России. Москва готова пойти лишь на некие меры по спасению лица японских руководителей - например, дать японцам какие-то преференции с точки зрения пользования ресурсами островов.
«Мы многократно и давно предлагали японскому Правительству поддержать идею широкого прихода японского бизнеса на эти острова. Предлагали создавать там какой-то особый дополнительный режим, свободную экономическую зону», - говорит Лавров.
И чем быстрее в Токио согласятся на российские условия, тем лучше будет самим японцам - учитывая темпы российско-китайского сотрудничества и ползучую глобализацию китайской внешней политики, время играет не в пользу Японии.
«Все всё понимают»
В ходе своего общения с журналистами министр иностранных дел фактически заявил о тупике в процессе разрешения украинского кризиса. Основы для этого решения - Минские соглашения - Киевом не выполняются.
«Украинские власти пытаются защищать Минские соглашения не путем их последовательной и честной реализации, а путем подыгрывания радикалам, которые пытаются эти соглашения либо оспорить, либо извращенно и недобросовестно интерпретировать, - возмущается Лавров. - Выход из этой ситуации может быть только один – заставить Киев выполнить то, под чем он подписался».
Для этого, по словам министра, нужно, чтобы США и Евросоюз оказали на Петра Порошенко серьезное давление, однако европейцы регулярно просят Россию помочь с реализацией Минских соглашений, при этом ничего не делая для того, чтобы повлиять на украинское правительство.
«Мы, конечно же, не хотим, чтобы кто-то выстраивал свою политику исходя из того, что Россия, а не Украина должна выполнить Минские договоренности. В них написано, кто их должен выполнить. Надеюсь, что это хорошо известно США, по крайней мере, наши последние контакты с Госсекретарем США Джоном Керри, контакты заместителя Госсекретаря США Виктории Нуланд с помощником Президента России Владиславом Юрьевичем Сурковым говорят о том, что США хорошо разбираются в существе Минских договоренностей. По большому счету, все всё понимают», - заявил Сергей Лавров.
Запад действительно все понимает и, вопреки обвинениям министра, даже что-то делает. Вашингтон и Брюссель оказывают на Киев определенное давление, однако их действия ограничены их возможностями и желаниями. Фактически Запад загнал себя в ловушку - позиционируя много месяцев Россию как агрессора, он не может сейчас ни публично признать, что Украина срывает мирное соглашение, ни открыто и сильно надавить на Киев с требованием выполнить все то, что Порошенко подписал в Киеве. В ином случае у западных зрителей может случиться очередной "разрыв шаблонов", и количество публикаций в СМИ о том, что Запад не должен поддерживать преступный и неэффективный режим в Киеве, лишь увеличится.
На Украине же воспринимают нерешительность Запада как карт-бланш.
«То, что западные санкции продлеваются, воспринимается Киевом, как согласие Запада с тем, что Киев не выполняет Минские договоренности. Это абсолютная констатация того, что происходит в украинской власти. Зачем им выполнять эти договоренности, когда Запад согласен с тем, что Киеву не обязательно их выполнять?», - заявил Лавров.
И если такое восприятие продолжится, если Украина будет продолжать системно нарушать то, что она подписала, ее может ждать очередное Дебальцево. И не просто с точки зрения военного поражения - напомним, что Запад фактически позволил ополченцам Донбасса освободить Дебальцево и донецкий аэропорт, послав тем самым Киеву недвусмысленный сигнал о цене дальнейшего непослушания.
Пусть ездят
Что же касается Грузии, то ни для кого не секрет, что процесс нормализации российско-грузинских отношений медленно, но поступательно продвигается вперед. В Кремле всячески пытаются продемонстрировать, что конфликт 2008 года был не с Грузией, а с тогдашними грузинскими элитами.
«После нападения на Южную Осетию, на своих собственных граждан, после нападения на российских миротворцев Российская Федерация и ополчение победили Михаила Саакашвили», - заявил Лавров. Не грузинскую армию, а именно Саакашвили», - заявил премьер.
Он анонсировал готовность Москвы пойти дальше на пути нормализации отношений, в том числе и на введение безвизового режима. "Эксперт " не раз писал, что отмена виз для грузин является нужным и необходимым шагом, причем в нем заинтересованы не только сами грузины (бизнесмены, гастабайтеры, а также люди, имеющие в России родственников).
Чем больше граждан Грузии посещают РФ, тем более объективное впечатление от России у них будет складываться, и тем проще будет Москве налаживать отношения с молодым поколением граждан Грузии, многие из которых знают о России исключительно из репортажей ангажированных антироссийских каналов. Более того, чем более успешным будет процесс нормализации, тем легче Москве будет доказывать странам постсоветского пространства и Восточной Европы, что они вполне могут одновременно придерживаться евроатлантической интеграции и развивать отношения с Россией. Что Москва не стремится не допустить вхождения этих стран в орбиту Запада. Она лишь хочет, чтобы у тамошних элит прозападная ориентация не отождествлялась с антироссийской политикой и намерением превратить свою страну в форпост для сдерживания России.
Однако на пути реализации безвизового режима есть препятствия объективного юридического характера.
«Немного странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нет дипломатических отношений, которые, повторю, не мы разорвали», - добавил министр.
С одной стороны, его замечание понятно и очевидно - ответственные лидеры не вводят безвизовый режим без дипломатических отношений. Однако, с другой стороны, нужно понимать, что дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси без взаимоприемлемого решения вопросов о границах Грузии и суверенитете Абхазии и Южной Осетии восстановить будет крайне непросто.
Имеет ли смысл в условиях ныне идущей информационной войны привязывать к этим вопросам безвизовый режим?
В конце концов если Смоленская площадь хочет соблюсти формальности, никто не мешает ввести максимально облегченный режим в виде проставления визы в аэропорту. Это будет проявлением того самого прагматизма в международных отношениях, о котором говорил Лавров. Однако для введения такого супероблегченного визового режима Грузия тоже должна предпринять определенные шаги: в частности, министр Лавров в ходе пресс-конференции выражал обеспокоенность относительно Панкисского ущелья, часть чеченского населения которого симпатизирует ИГ. Облегченный визовый режим означает, что эти люди могут по грузинским паспортам проникнуть на территорию РФ. Поэтому в Тбилиси должны решить эту проблему, а не отрицать ее наличие.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
«Грузинская мечта» должна доказать, что ее успехи достигнуты не только благодаря деньгам и удачным имиджевым ходам ее создателя, но и ее собственной деятельности. Это будет сделать непросто с учетом растущего разочарования населения, проблем в экономике, а также «развода» с «Мечтой» ряда политических сил, некогда участвовавших в коалиции.
Во вторник, 28 июля, глава Луганской республики Игорь Плотницкий выступил с неожиданным заявлением о переговорах по одному щепетильному вопросу — праве получения российских паспортов гражданами самоопределившихся частей Донбасса. Эта новость, несмотря на свою принципиальность, не вызвала сколько-нибудь значимой реакции со стороны официальных лиц Москвы, Киева и Брюсселя, что само по себе можно считать очень важным сигналом.
В преддверии Минских переговоров появилась информация о том, что ряд официальных лиц США склоняется к более решительной политике в украинском конфликте и допускает возможность предоставления Киеву летальной военной помощи. На фоне последовавших экспертных публикаций в поддержку и против данного предложения администрация США заняла промежуточную позицию.
Cторонам совместными усилиями удалось заморозить украинскую гражданскую войну. Не столько через Минские соглашения, сколько через осознание бессмысленности дальнейшей эскалации. В Кремле смогли доказать Западу свое нежелание устраивать марш на Киев или разваливать Украину, а украинским властям американские и европейские представители донесли, что в случае попытки организовать блицкриг Киев не получит никакой поддержки.