Глава Европарламента Мартин Шульц заявил 13 ноября в интервью газете Bild am Sontag, что Европейский союз может ввести санкции в отношении Турции из-за проходящих в стране задержаний оппозиционных политиков и журналистов, а введение смертной казни закроет для Анкары возможности для вступления в ЕС. Слова господина Шульца были вызваны задержанием в аэропорту Ататюрка исполнительного директора оппозиционной турецкой газеты Cumhuriyet Акына Аталая 11 ноября. Ранее по обвинению в поддержке проповедника Фетхуллаха Гюлена были арестованы главный редактор Cumhuriyet Мурат Сабунджу и более десяти других сотрудников издания.
По мнению аналитиков-тюркологов, угрозы со стороны ЕС не способны вызвать в Анкаре значительного беспокойства. За последние годы Турция отошла от безусловной прозападной ориентации и стремится придерживаться многовекторной внешней политики. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Владимира Аваткова:
«Турецкие власти перешли от однозначного прозападного курса, которого придерживались много лет, к традиционной политике лавирования между Европой и Азией. Если бы Эрдоган пошел бы на изменение законов, которое от него требовали в мае, то устроителей и участников попытки переворота в этом году он уже не смог называть террористам, а также жестоко наказывать по своему усмотрению. Все поведение турецкого лидера указывает на то, что отныне он не нацелен на тесное сотрудничество только с Европой и США».
Текущий внешнеполитический курс Анкары отражает консенсусную позицию правящих кругов и широких слоев общества, которые перестали видеть перспективы в неопределенных обещаниях европейских политиков. Ситуацию усугубил сирийский конфликт, который обострил противоречия Турции и ЕС в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом. Так, президент страны Реджеп Эрдоган отказался менять внутренние антитеррористические законы, против которых выступали европейцы, мотивируя свое решение необходимостью защитить Турцию от атак ИГИЛ. Анализируя позицию турецких элит и общества по вопросу отношений с Европой, Владимир Аватков отмечает:
«Если последние несколько десятков лет Турция стремилась в Евросоюз, а правящая в стране умеренно-консервативная исламская элита поддерживала этот тренд из-за восторгов населения, то в последнее время ситуация резко изменилась. И у граждан, и у власти чувствуется усталость от этого вопроса, переходящая в апатию и безразличие. Многие в Турции считают, что все, что мог дать Турции Евросоюз, он уже дал – в единый таможенный союз ЕС страна вошла. Единственное, чего хотелось бы туркам – безвизовый въезд в ЕС, но в этом вопросе евробюрократия категорична».
Из-за накопившегося багажа разногласий и недоверия европейским дипломатам будет довольно сложно оказывать давление на Эрдогана. Победа Дональда Трампа на выборах президента США и вовсе сместит на какое-то время внимание Брюсселя на американское направление, еще недавно казавшееся абсолютно предсказуемым. В этих условиях турецкий лидер продолжит укреплять власть внутри страны и усиливать влияние Турции в ближневосточном регионе за счет гибкой внешней политики.
Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.
Барак Обама сосредоточился на сдерживании панических настроений в стране, которые, среди прочего, распространились и на американские фондовые рынки. Кроме заявлений, в которых он повторял слова о том, что несколько случаев заражения еще не являются эпидемией, был принят и ряд других мер, основной целью которых стало доказать населению, что правительство держит ситуацию под контролем.
Одной из главных черт американской внешней политики остается критика Москвы, в частности, в связи с событиями на Украине. Помимо этого, прошедшая неделя для Вашингтона ознаменовалась немаловажными договоренностями американо-японского сотрудничества в сфере безопасности, достигнутыми в первые дни начавшегося визита японского премьер-министра в США, а также появление новой редакции стратегии в сфере кибербезопасности.
Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.