Лондон не спешит выходить
После Брекзита Великобритания, как и предсказывали политологи, превратилась в общеевропейского изгоя. Политики из стран-членов ЕС не упускают возможности унизить Лондон, вплоть до призывов к развалу Великобритании.
«ЕС продолжит состоять из 28 стран-членов – я ожидаю новый референдум о независимости в Шотландии, который завершится успехом», — говорит председатель Комитета по европейским делам Бундестага Гюнтер Крихбаум. — Мы должны будем в кратчайшие срок ответить на заявку дружественной Евросоюзу страны».
Любопытно, что перед прошлым референдумом мейнстримные европейские политики, заинтересованные тогда в сохранении Шотландии в составе Великобритании, наоборот давали понять, что никакого автоматического членства не будет. Отказ в автоматическом членстве был одной из причин, почему шотландцы проголосовали против независимости.
Не отказывает себе в удовольствии покритиковать англичан и высшее руководство ЕС, включая главу Еврокомиссии Жан Клода Юнкера. Он заявил аплодирующему в стенах Европарламента Найджелу Фараджу, лидеру Партии независимости Соединённого Королевства, что «это последний раз, когда Вы тут аплодируете».
«Да и вообще я удивлен Вас тут видеть. Вы агитировали за Брекзит, британский народ голосовал за Брекзит – так что Вы тут делаете?», — добавил он под овации европарламентариев.
Однако у Британии иное мнение относительно того, когда наступит «последний раз». Да, Дэвид Кэмерон обещал в случае голосования за Брекзит немедленно активировать 50-ю статью Лиссабонского соглашения. С чего, непосредственно, и начинается процедура выхода из состава Союза (которая должна завершиться максимум через два года после этого шага). Однако пока Великобритания не торопится поднимать вопрос о 50-й статье. Дэвид Кэмерон вообще хочет передать вопрос своему преемнику (то есть перенести начало процедуры выхода из ЕС как минимум на несколько месяцев). Возможно, за это время Лондону удастся найти какой-то механизм сохранения своего членства в ЕС. Подобная затяжка категорически не устраивает ни Берлин, ни Париж, ни Брюссель, которые считают Британию отрезанным ломтем. Ангела Меркель уже заявила о том, что промедление будет очень дорого стоить европейским экономикам, а потому Великобритании (или, точнее, Англии) лучше по-быстрому выйти. Европарламент уже принял резолюцию с соответствующим призывом к Лондону.
Давайте жить группами
Лидеры ЕС понимают, что теперь им нужно будет учиться жить без Британии, а это ставит перед организацией ряд задач, начиная с языковой. Например, что делать с английским языком, на котором ведется львиная часть всех переговоров и деловой переписки в ЕС.
«Каждая страна имеет право заявить один язык, который станет официальным языком Союза. И английский заявляла лишь Великобритания – ирландцы ввели гэльский, а мальтийцы — мальтийский. Так что если у нас не будет Великобритании, то не будет и английского», — говорит глава Конституционного комитета Европарламента Данута Хюбнер.
Однако самая главная задача — решить, что дальше делать с ЕС. Брекзит наконец-то раскрыл всем глаза на структурные проблемы Евросоюза, вызванные отсутствием единого видения будущего организации со стороны всех стран-членов.
Понятно, что Евросоюз не может и дальше оставаться в нынешнем состоянии неопределенности. Отсутствие четких перспектив и идейного содержания понятия «евроинтеграция» приведет к дальнейшему углублению идеологического кризиса внутри организации, и, как следствие, к Голлекзиту, Фрекзиту и дальнейшей дезинтеграции Европейского Союза. Именно поэтому Берлин, Париж и Рим подготовили свой план по выводу Евросоюза из нынешнего кризиса, который представили на нынешнем саммите ЕС. Его официальное название «Сильная Европа в небезопасном мире», тогда как по смыслу речь идет о старом, но не забытом проекте «Европы разных скоростей».
«Мы должны одновременно признать, что среди государств-участников с точки зрения дальнейшей интеграции есть разные уровни амбиций. Не сдавая достигнутых позиций, мы должны найти пути для лучшей работы с этими разными уровнями амбиций для обеспечения лучшего выполнения Европой ожиданий всех европейских граждан», — говорится в плане.
Фактически речь идет о том, что внутри ЕС будут формироваться различные интеграционные ядра.
«Общим трендом станет усиление разноскоростной интеграции. Выделится костяк континентальных западноевропейских стран, где степень интеграции будет максимальный, и будет Периферия, где она будет различной.», — говорит европеист, программный директор Валдайского клуба Дмитрий Суслов.
России нужна сильная Европа
Проводниками этой реформы станут, скорее всего, основные страны Евросоюза.
«Германия будет формировать новую тройку лидеров во главе с самой собой и вместе с Францией и Италией, с вероятным подключением Польши (на участие последней в составе лидеров будет настаивать США, да и Берлин не станет сильно возражать). Польша будет одним из лидеров по политике на восточном направлении, но частью Периферии по степени интеграции», — уверен Дмитрий Суслов.
Однако понятно, что основная нагрузка ляжет на плечи Германии (по крайней мере, пока во Франции и в Польше к власти не придут адекватные элиты). Справится ли Берлин с этой ношей? Должен, ведь в ином случае Евросоюз рухнет.
Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).
И, наконец, в-третьих, чем больше Евросоюз будет заниматься внутренним реформированием, тем меньше у него будет времени на внешнеполитические авантюры в отношении России: как минимум по причине экономии времени, человекочасов и нервов Евросоюз вынужден будет пойти на стабилизацию, а то и нормализацию отношений с Москвой. Собственно, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус уже предупреждает о том, что антироссийские голоса в ЕС могут серьезно ослабнуть.
Наконец, сам по себе Брекзит, а также курс ЕС на углубление интеграции приведет к некоему ослаблению восточного направления европейской внешней политики. Возможно, ЕС будет более склонен искать компромисс с Россией по постсоветскому пространству.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
На прошедшей неделе основными темами внешнеполитической повестки США остаются сирийское и украинское досье, которые Вашингтон пытается связать во взаимозависимые и сделать предметом торга, навязываемого Москве. Вместе с тем, все новые успехи боевиков Исламского государства в Ираке на фоне продолжающейся военно-воздушной операции международной коалиции под руководством США вновь поставили вопрос о смене тактики действия Вашингтона в этом направлении. Параллельно с этим, новое развитие получила проблема закрытия тюрьмы Гуантанамо.
В беседах с прессой Туск заявил, что будет стараться сохранять равновесие в отношениях ЕС с восточными и южными соседями. Несмотря на то, что Варшава пытается привлечь больше внимания Брюсселя к вопросам восточных соседей, бывший премьер министр Польши понимает, что его новый пост требует умения балансировать интересы всех членов Евросоюза – как в плане бюджета, так и внешней политики.
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.