Лев Матошин
Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.
ПРЕМИУМ
1 ноября 2014 | 16:31

Технологическое сотрудничество России со странами Запада в условиях санкций

Нагнетание напряженности в отношениях между Россией и Западом в среднесрочной перспективе может поставить под вопрос единство элиты и широких социальных слоев в России. Будущее общественной солидарности будет зависеть от того, сумеет ли Москва использовать сложившуюся ситуацию в национальных интересах. Необходимо продолжить политику модернизации страны, создать условия для экономической и продовольственной безопасности, найти асимметричный ответ западным санкциям и предложить всем заинтересованным в диалоге с Россией сторонам модель, при которой санкции оказывали бы минимальное воздействие на сотрудничество.

В качестве защиты от санкционной политики ЕС и США правительство России обозначило курс на импортозамещение. Это неоднократно озвучивали в этом году в своих выступлениях президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Разработка программы была поручена Минпромторгу, руководство которого уже в августе 2014 года определило ее краеугольные камни: полное импортозамещение в ВПК и машиностроении, других стратегических отраслях, увеличение доли рынка российских компаниях в гражданской сфере, формирование стимулирующих мер для отечественной промышленности, поворот на Восток.

При этом российская элита продолжает посылать Западу сигналы о готовности к конструктивному диалогу. Так, ястреб российской внешней политики вице-премьер Дмитрий Рогозин в рамках состоявшегося 14 августа пленарного заседания «Кооперация и/или импортозамещение» заверил участников дискуссии, что Россия не предпримет ответных мер, способных разрушить сотрудничество с западными партнерами.

Сохраняющиеся традиционные каналы политического и экономического диалога в новых условиях разумно дополнить взаимодействием с западными контрагентами в менее приоритетных до настоящего времени отраслях. На них западные правительства не смогут мгновенно обратить внимание в силу сохранившихся с Холодной войны устаревших инструментов анализа (недаром фокусом санкций стали финансовая и энергетическая сферы, а также ВПК).

Выходом из санкционной логики может стать дробление общей государственной линии России на модернизацию нестратегических отраслей на относительно небольшие проекты, которые нельзя оперативно классифицировать как отдельную и системную программу по обходу санкций.

Менее масштабные проекты не всегда интересны государству, так как зачастую требуют отвлечения равных с крупными проектами ресурсов при меньшей отдаче. Однако государственные рычаги следует использовать для предоставления таких возможностей менее крупным игрокам, на которых санкции США не распространятся при должной предусмотрительности.  Выборочно могут применяться и другие методы господдержки, разработанные руководством Министерства промышленности и торговли в рамке общего курса на импортозамещение: субсидии, льготное налогообложение и налоговые кредиты, введение таможенных пошлин на чувствительную для российских отраслей товарную номенклатуру, размещение госзаказа.

Функция государства - лишь очертить и координировать направления модернизации нестратегических отраслей с точки зрения национальных интересов путем неявного технологического сотрудничества России с ЕС и США.

Модернизацию нестратегических отраслей должен предварять анализ структуры российского импорта, выделения из него продуктов, которые не производятся у нас или производятся, но ввозятся в значительно большем объеме. Далее необходимо сопоставить полученную информацию с базой российских патентов и ГОСТов на предмет их актуальности, а также с зарубежной патентной базой и стандартами.

Если в ходе данного структурного анализа выявляется наличие значительных объемов импорта, а также расхождение в 15-20 лет между российскими и зарубежными патентами и стандартами, то объект модернизации и применения новых технологических решений, имеющихся за рубежом, найден.

Следующий шаг – получение технологии в условиях санкций и антироссийской истерии. Движением в этом направлении может быть передача не всей технологии, а только ее половины, т.е. производство в РФ из имеющихся природных ресурсов промежуточного продукта, который впоследствии мог бы быть доработан на американских (европейских) предприятиях, требующих дозагрузки мощностей в силу различных обстоятельств. Приобретение промежуточного продукта более выгодно промышленным предприятиям, так как эффективно снижает расходы на транспортировку сырья и переработку, то есть ведет к снижению себестоимости продукции и повышению их конкурентоспособности.

При этом в международной практике сложились особые таможенные режимы для перемещения таких продуктов: в определенных случаях они не облагаются дополнительными таможенными пошлинами при пересечении границы, что также ведет к снижению себестоимости данной продукции и выгодно как российскому производителю, так и зарубежному.

Развитие подобного сотрудничества приведет к углублению связующих российско-американских экономических и технологических процессов, частичной передаче технологий и их освоению, к подготовке технических и научных кадров. Подобная политика способна частично нейтрализовать санкции в сфере технологического обмена.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

22 июня 2015 | 09:52

Последствия усиления власти Петра Порошенко для украинской политики

Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.

1 сентября 2014 | 22:34

Анатоль Ливен о российских либералах и курсе России на "вестернизацию"

Анатоль Ливен об условиях успеха курса на «вестернизацию» в государствах Восточной Европы и Прибалтики и о том, какие результаты даст этот курс в России. 

19 января 2015 | 18:04

Новые вызовы безопасности 2014 года

Революционные события 2014 года, происходящие на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке, оказали значительное влияние на ситуацию в странах этих двух регионов. Тем не менее, новые факторы политических процессов на соответствующих пространствах лишь скорректировали давно намечавшиеся тенденции, не внеся кардинальных изменений с общую логику развития.

30 октября 2017 | 17:24

Дайджест внешней политики Германии 24-30 октября

Визит президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Москву оставил двойственные впечатления. Зарубежные наблюдатели усмотрели в нём следование политики ценностей,  российские эксперты предпочли сделать главный акцент на самом факте визита германского президента в Россию впервые за долгое время. Между тем, однопартийцы президента ФРГ продолжают наблюдать за коалиционными переговорами, прогресс в которых так и не был достигнут.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова