Во вторник нижняя палата Конгресса США подавляющим большинством голосов приняла законопроект о санкциях против России, Ирана и КНДР. Жёсткая реакция российских официальных лиц на результаты голосования закономерна и предсказуема. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв призвал подготовить «болезненную для американцев» реакцию, а заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков квалифицировал Вашингтон как «источник опасности».
Ряд российских экспертов также считает происходящее беспрецедентным. Иван Тимофеев пишет, что санкции «не оставляют возможностей для компромиссов» в российско-американских отношениях. Фёдор Лукьянов считает, что законодательное закрепление санкций делает взаимодействие России и США «едва ли не бессмысленным». Борис Межуев коротко констатирует: «Нас пытаются ломать».
Однако, на мой взгляд, между нашими странами не происходит ничего из ряда вон выходящего. В отношениях России и США бывали взлёты и падения. Сейчас очередной цикл падения – исторически не самый сильный.
Полагаю, что санкции не являются элементом долгосрочной стратегии США по сдерживанию и сокрушению России. Скорее, они следствие импульса, вспышки гнева части американского истеблишмента, ошибочно уверенного в будущем американской гегемонии.
Нынешняя антироссийская кампания в США совсем не похожа на периоды национального единения против внешней угрозы. Кампанию ведёт не Белый дом, который увлекает за собой Конгресс, прессу и общество. Всё выглядит наоборот – Конгресс волочит за собой сопротивляющийся Белый дом под улюлюканье прессы и безразличие общества. Единения в борьбе с внешним врагом – наподобие противостояния странам «оси зла» времён Дж. Буша-мл. – нет и в помине. Напротив, в Вашингтоне царит разброд и взаимная подозрительность. Общество же озабоченно совсем другими проблемами, с Россией никак не связанными. Хотя наблюдать по телевизору за искрением в Вашингтоне интересно.
Нынешние санкции – результат не стратегии, а её отсутствия. Они стали продуктом самой масштабной дезорганизации внешнеполитического процесса в США за поколение. Президент Дональд Трамп упустил инициативу, допустил деморализацию среди советников и сторонников, антагонизировал прессу и оппонентов в Конгрессе. В результате он оказался парализован и почти нейтрализован.
Антироссийские санкции – прежде всего следствие внутриполитической борьбы в США. После победы Трампа его противники сделали ставку на импичмент президента, а в качестве повода взяли мнимый «сговор с русскими» (в арсенале также были уклонение от уплаты налогов, превышение полномочий и вызывающее обращение с женщинами).
За шесть месяцев развития скандала не были представлены сколько-нибудь убедительные доказательства связи Трампа с Москвой. Во всей антироссийской кампании – большая доля домыслов, паранойи, виртуальности. В какой-то момент эта информационная волна стала жить своей жизнью – и вот уже Россия, по словам главы ЦРУ Майка Помпео, вернулась на место ключевой угрозы безопасности США.
Эти оценки обнажают кризис здравого смысла и адекватных суждений на ключевых ответственных постах в США. Это касается не только вопроса о мнимом российском вмешательстве в выборы. Американская разведка с той же «высокой степенью вероятности» атрибутировала применение правительственными силами в Сирии химического оружия в апреле этого года. Скандал этой недели – мнимые поставки российского оружия движению «Талибан». В мае Россию обвиняли во взломе правительственных сайтов в Катаре, послужившем поводом для кризиса. Многие верят в постановочный характер этих эпизодов. Однако, имея представление о кадровом потенциале американских чиновников на ключевых позициях в сфере дипломатии и безопасности, можно сказать, что дело, скорее, в дилетантизме и паранойе. Кстати, недавно от Антарктиды откололась льдина размером с Латвию – наверняка дело рук России.
Нынешняя политика США по отношению к России – это не стратегия, а действия на автопилоте. В американской практике часто применяется принцип «давайте потом посмотрим, что будет». Мы наблюдаем его применение в прямом эфире. В американской прессе нет дискуссии о международных последствиях принятия санкций. Говорят только о том, как сильно раздражены конгрессмены «вмешательством русских» и какой сомнительный проект «Северный поток-2». Последствиями пресса озаботится на следующей неделе.
Поможем американским товарищам оценить стратегические последствия нынешних шагов.
Во-первых, США вновь проявляют себя не лидером, а эгоистом, нарушающим интересы ближайших союзников. Штрафы в адрес немецких компаний давно начали входить в норму американской политики. Еврокомиссия не скрывает недовольства односторонними мерами США и будет реагировать на нарушение своих интересов.
Во-вторых, продолжится эрозия санкционного режима, вызванная отказом от изначального принципа – консенсуса США и стран ЕС. Вашингтон не только отказывается согласовывать с Брюсселем свои шаги, но и налагает на него болезненные ограничения. Для России могут открыться возможности в отношениях с ключевыми европейскими объектами американских санкций.
В-третьих, США связали себе руки в отношениях с Россией. Действительно, непонятно, что теперь обсуждать, и как Вашингтон будет добиваться от Москвы сотрудничества по важным для него вопросам.
В-четвёртых, антагонизация России вынуждает её теснее сближаться с Китаем во всех сферах, включая безопасность. После совместных российско-китайских учений в Южно-Китайском и Балтийском морях нетрудно представить себе подобные учения во Флоридском проливе вблизи Кубы. Вряд ли это входит в долгосрочные интересы США.
Наконец, в США усилится политическая дезорганизация. В силу характера президент Трамп не оставит это на откуп Конгрессу – он будет искать возможность ответить. Последует новый виток внутриполитического кризиса в США, однако это уже не должно заботить Россию.
Дональд Трамп не смог выстроить эффективную оборону своих позиций во внутриполитической борьбе. Он утерял инициативу и проиграл оппонентам. Несмотря на хорошие личные отношения двух лидеров, фигура Трампа для двусторонних отношений России и США перестаёт быть существенной.
Поэтому в ответ на американские санкции последует российская реакция. Символически она должна быть значимой, однако содержательно не должна связывать руки и отталкивать от России потенциальных союзников в Европе и Азии – прежде всего Германию и Японию.
Победа Трампа создала в российско-американских отношениях неопределённость. Более вероятная победа Клинтон её не создавала – отношения были бы предсказуемо плохие с самого начала. Теперь исчезли надежды на нормализацию отношений, но ушла и неопределённость. В отношения с США вернулась требуемая ясность, позволяющая планировать на будущее. Для организованной внешнеполитической деятельности это ключевое условие.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-03-00728.
Главным событием политической жизни США на прошедшей неделе стало традиционное ежегодное Обращение президента к нации, однако основные внешнеполитические ориентиры Вашингтона на ближайший год были обозначены на следующий день заместителем советника по национальной безопасности. Инцидент с задержанием американских военных стражами исламской революции в территориальных водах Ирана был использован Администрацией как иллюстрация успехов в американо-иранских отношениях, а Конгрессом – как очередной повод для критики Белого дома. Поимка мексиканского наркобарона при американо-мексиканском сотрудничестве стимулировала возобновление взаимодействия между двумя странами.
За считанные дни до президентских выборов по-прежнему нельзя твердо сказать, кто станет новым президентом США. Избирательная кампания с первых дней была насыщенна провокациями и крутыми поворотами, такой она и осталась до конца. Доклад аналитического агентства "Внешняя политика" посвящен вопросу, каким именно президентом могут стать Хиллари Клинтон и Дональд Трамп.
Внешнеполитическая проблематика стала важной частью избирательной кампании, хотя социальные и экономические проблемы для населения Беларуси приоритетнее. В ходе предвыборной гонки в обществе формируется консенсус по поводу постепенного сближения с ЕС и, в меньшей степени, с США. То есть внутриполитические ресурсы обеспечивают Беларуси шанс для внешнеполитического маневрирования, извлечения выгод из разногласий центров силы.
Москва заинтересована в компромиссе между Западом и Ираном по вопросу о ядерной программе. Россия рассчитывает открыть себе путь к полномасштабному сотрудничеству с Ираном и снять риск появления у своих южных границ новой ядерной державы.