На фоне продолжающихся активных боевых действий на сирийской территории и вооруженных столкновений между частями разрозненной оппозиции, а также между ними и правительственными силами, не говоря уже о боях между различными – оппозиционными и правительственными – вооруженными отрядами с боевиками ИГ, в Турции проходят заседания оппозиционной Национальной сирийской коалиции.
Состоящая из множества различных либеральных светских и исламистских партий и дезертировавших представителей режима, Коалиция была создана усилиями Саудовской Аравии, Катара, Турции и некоторых государств Запада в ноябре 2012 года и признана как легитимный представитель интересов сирийского народа. Именно эта часть крайне разрозненной сирийской коалиции активно осуществляет контакты со своими зарубежными спонсорами, периодически требует иностранной интервенции и ждет свержения режима Башара Асада, чтобы построить «новую Сирию» под своим руководством. В начале 2013 года Коалиция сформировала Переходное правительство, в задачи которого входит управление территориями, находящимися под контролем Свободной сирийской армии (ССА). По замыслу оппозиционеров, созданный ими орган должен выступить главной координирующей структурой для всех воюющих против Асада групп, а также гарантом прекращения огня и начала процесса восстановления страны. Правительство было распущено в июле 2014 года ввиду его неэффективности.
Последние несколько дней в Стамбуле проходили заседания Коалиции, в ходе которых Переходное правительство было восстановлено во главе с Ахмедом Томехом, «умеренным исламистом», поддерживаемым Катаром и Турцией и занимавшим этот пост с сентября 2013 года и до момента роспуска органа в июле. Одним из основных вопросов стало утверждение кандидатов на выборы президента Правительства. Сообщается, что из 50 поданных заявок было одобрено 13 имен. Основными кандидатами на пост президента – помимо Томеха – считаются Ийад Кудси, его заместитель в Правительстве и бизнесмен, долгое время проживший в США и известный своей деятельностью в американо-саудовской компании «Арамко», а также Хасан Хитто, занимавший должность премьер-министра Переходного правительства с марта по сентябрь 2013 года, также долгое время живший в США курд и считающийся представителем «братьев-мусульман».
В ходе заседаний также было уделено внимание начатой в Сирии в конце сентября международной контртеррористической операции. Глава Коалиции Хади аль-Бахра подчеркнул, что «победить боевиков ИГИЛ можно только посредством оказания поддержки Свободной сирийской армии». При этом он отметил, что военные действия против террористов должны сопровождаться усилиями по политическому урегулированию, заявив, что «терроризм является порождением режима Асада». Коалиция активно призывает международное сообщество принять меры по установлению на сирийской территории бесполетных и буферных зон с целью «обеспечения убежища растущему числу переселенцев внутри страны, с одной стороны, и для предоставления Переходному правительству возможности функционировать на сирийской территории». По словам генерального секретаря Коалиции Насра аль-Харири:
«Создание бесполетных и буферных зон в Сирии станет подготовительной стадией для свержения Асада и создания государства справедливости и закона».
Примечательно, что позиция руководства Коалиции совпадает с позицией Анкары, также призывающей к созданию буферных и бесполетных зон и заявляющей о том, что свержение режима приведет к ослаблению поддержки боевиков ИГ. Важно понимать, что за влияние на членов Коалиции конкурируют Турция, Саудовская Аравия и Катар, которые стараются продвинуть на руководящие должности лояльные себе фигуры, что еще больше усиливает внутреннюю разрозненность этой оппозиционной структуры. Наиболее ярким образом эта разрозненность проявилась в ходе мирной конференции «Женева-2», проходящей в январе-феврале 2014 года: часть Коалиции отказалась принимать в ней участие, протестуя против прямых переговоров с представителями режима. Кроме того, не следует забывать, что состоящая из эмигрантов и дезертиров, давно покинувших Сирию, со штаб-квартирой в Каире и представительствами с Турции, Катаре, Франции, Германии, Британии и США Коалиция фактически оторвана от происходящего в стране и не признается в качестве легитимного органа подавляющим большинством вооруженных группировок, сражающихся с Асадом.
Вместо того, чтобы пытаться установить контакты с имеющимися оппозиционными формированиями или решить проблему единства хотя бы в своих рядах, претендующая на координирующую роль оппозиционных сил Коалиция занята далекими от сирийских реалий разговорами о демократическом будущем Сирии и кадровыми перестановками в Правительстве, фактически не имеющем никакого отношения к своей стране. Коалиция опирается на ССА, действующую в сотрудничестве с некоторыми исламистскими группировками, признанными террористическими, а также пользуется материальной помощью Запада и Залива, но даже при этом контролирует крайне незначительную долю территории страны. Очевидно, что «главный» оппозиционный орган не способен создать условия для стабилизации и становится все более очевидной площадкой для вмешательства региональных сил в целях реализации своих интересов в Сирии.
Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.
Киеву в целом безразлично, что Москва подталкивает ополченцев к диалогу на условиях сохранения территориальной целостности Украины (по состоянию на май 2014 года). Примирение с Новороссией — это признание права на политическое представительство в украинской политике неукраинских сил — прежде всего людей русской идентичности. Нынешнее правительство стремится к другому — к созданию «нового украинца европейского типа».
По сути, у Украины лишь два способа переломить ситуацию. Первый — изменить собственную политику на более прагматичную и приступить к реализации Минских соглашений — по понятным причинам практически нереализуем. Остается второй вариант — спровоцировать Россию на агрессивные действия, которые вынудят Запад публично поддержать Украину и тем самым сорвут формирующееся российско-европейское взаимопонимание.
В Варшаве понимают, что требование возврата Восточной Польши вызовет обсуждение вопроса о западных территориях. О возможности реституции польские власти никогда всерьез не задумывались, а сейчас уже вполне определенно можно сказать, что «поезд ушел». Если это и можно было сделать, то в начале 90-х годов, когда аналогичный процесс состоялся в Чехии и Прибалтике.