25-го августа «Независимая газета» опубликовала передовицу, в которой говорилось о подготовке вооруженных сил России к масштабной гуманитарной операции:
«Уже в ближайшее время миротворческие войска России могут быть задействованы в крупнейшей операции по принуждению к миру за пределами страны».
Летом 2014 года вооруженные силы России действительно проводили беспрецедентное количество учений – на границе Украины, но чаще в Центральной Азии: «Нерушимое братство – 2014» в Киргизии и «Взаимодействие-2014» в Казахстане. Показательно, что в ходе маневров войска учились со своими союзниками по ОДКБ оказывать гуманитарную помощь гражданскому населению, условно пострадавшему в результате вооруженного конфликта.
«Общим для этих учений явилось то, что миротворческие войска перебрасывались воздушным и железнодорожным путем на большие расстояния со своим штатным вооружением. Это вооружение позволяло одновременно вести крупномасштабные боевые действия, связанные с принуждением к миру, и решать чисто гуманитарные задачи по поддержке населения».
В зависимости от стоящей задачи, Россия в кратчайшие сроки может одновременно сконцентрировать до трех соединений голубых касок, способных решать не только гуманитарные, но и боевые задачи. Сегодня Россия располагает крупнейшей в мире группировкой голубых касок.
Инспектируя 15-ю миротворческую бригаду министр обороны Сергей Шойгу заявил 6 августа:
«Что касается задач стратегических, как говорится, то российские миротворческие силы должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению. Мир поменялся, поменялся кардинально. Как мы знаем по прошлым примерам, в том числе, и связанным с этой бригадой, миротворческие подразделения могут быть востребованы неожиданно».
Однако рутинные маневры и готовность к развертыванию в любой географической точке, включая восточную Украину, не означает, что это будет осуществлено. Вооруженные силы России в последние годы прошли впечатляющую модернизацию и реорганизацию, что сделало их эффективным инструментом принуждения. Однако решение об их применении остается за политическим руководством России. Пока нет симптомов того, что Москва близка к принятию решения о проведении миротворческой операции на Украине.
Выступая перед парламентариями в Крыму 14 августа президент России Владимир Путин косвенно указал на отсутствие планов по принуждению Украины к миру:
«Какой бы ни была внешняя политическая и экономическая конъюнктура, для нас сейчас главное, собственно, как всегда, – это наши внутренние с вами дела, наши цели, заботы, задачи, которые ставит перед нами народ России, граждане России. Мы должны сконцентрироваться на решении своих национальных проблем и задач».
В ходе дискуссии на встрече с парламентариями, Владимир Путин отдельно высказался по поводу перспективы военного вмешательства России на Украине:
«По поводу принципов нашей внешней политики. Она всё-таки должна быть миролюбивой. Владимир Вольфович сказал, что царь [Николай II] не гуманитарную помощь сербам направил, а армию послал, и тут же оговорился: «правда, это была ошибка». Вы знаете. Мы давайте будем учиться не на своих ошибках, а на чужих. Мы и так с вами наделали много ошибок и ещё наделаем, поэтому очевидных ошибок давайте не будем себе позволять делать».
Вместе с тем, остается открытым вопрос о назначении присутствия военнослужащих России на территории восточной Украины, часть из которых была задержана украинскими силовиками 25 августа. Из объяснений задержанных военных следует, что они подверглись обстрелу как со стороны украинских сил, так и ополчения ДНР/ЛНР. Общественность ждет от министерства обороны России исчерпывающие объяснения на этот счет.
В понедельник 10 августа в 18:00 состоится вебинар, на котором Андрей Сушенцов поделится наблюдениями из поездки в Вашингтон в июле 2015 года, где он проводил встречи c американскими экспертами, чиновниками и полисимейкерами.
Президент Серж Саргсян отправил в отставку премьер-министра Тиграна Саркисяна. Отставка не была неожиданной - бывший глава кабинета был самым непопулярным политиком в стране. Тем самым Саргсян, возможно, сумел предотвратить объединение армянской оппозиции.
В борьбе с ИГ ни один из участников не заинтересован в победе любой ценой: США, не ввязываясь в новые войны, хотят нейтрализовать угрозу ИГ и сохранить влияние на Ближнем Востоке; Турция заняла выжидательную позицию и фактически не участвует в контртерроритической кампании; Саудовской Аравии важно удержать ИГ вдали от своих границ и ослабить Иран через ослабление Асада; Ирану важно опорочить суннитских соседей и Запад, сохранив свои форпосты на Ближнем Востоке и усилив авторитет.
И в Пекине, и в Вашингтоне прекрасно осознают, что в ближайшее время соперничество между двумя странами будет только нарастать. Если за последние 40 лет США не удалось превратить Китай в «ответственного международного игрока», то, по крайней мере, они получили «ответственного конкурента», который, прежде чем идти на эскалацию противостояния, готов определить правила.