В первые дни января 2016 года на Ближнем Востоке произошло очередное обострение в отношениях между традиционными соперниками в регионе – Саудовской Аравией и Ираном. Нынешнее обострение является частью масштабного процесса ревизии статус-кво на Ближнем Востоке, участниками которого являются как региональные державы (Саудовская Аравия, Иран, Турция, Катар), так и мировые (США и Россия).
Почему именно сейчас Эр-Рияд пошел на прямое обострение? Складывающийся баланс сил в регионе в последний год был все менее благоприятным для Саудовской Аравии: после успеха ядерной сделки главная угроза безопасности КСА в лице Ирана выходит из политической и экономической изоляции и все заметней усиливает свои позиции на Ближнем Востоке. На этом фоне США – главный гарант безопасности Саудовской Аравии – не только нормализует отношения с Ираном, но все больше стремится максимально сократить свою вовлеченность в региональные дела. Параллельно с этим свои позиции на Ближнем Востоке укрепляет Россия, которая выступает на стороне противников КСА и пришла в регион с таким мощным оружием, которого здесь не имеет ни одна сила.
Еще одним важным фактором является внутренняя напряженность внутри властных кругов Королевства, а именно – борьба различных кланов семьи Аль Сауд за власть в связи со сменой властвующего поколения: от сыновей короля-основателя – к внукам.
Также усугубляет ситуацию для Эр-Рияда своевольная политика суннитского Катара и амбициозные действия также суннитской Турции, которые подрывают лидерство Саудовской Аравии в суннитском мире в борьбе с «врагами-шиитами»: выясняется что некоторые сунниты не разделяют целей Эр-Рияда. И это не говоря о суннитском ИГИЛ и ряде суннитских террористических группировок, как «Джабхат Нусра» и «Ахрар Аш-Шам», с которыми саудовцы, якобы, борются. В своем последнем рывке утвердить лидерство Эр-Рияд провозгласил объединение всех мусульман для борьбы с терроризмом под эгидой Мусульманской Антитеррористической коалиции в составе более 30 государств. С учетом того, что Иран провозглашен фактически террористическим государством – борьба с шиитской Исламской Республикой вписывается в эту программу.
Между тем говорить об успехе объединительных усилий Эр-Рияда пока сложно. Так, ряд стран, заявленных в списке участников саудовской коалиции, подчеркнули, что не давали согласия на присоединение к проекту. Большинство арабских государств предпочли не вмешиваться в текущее саудовско-иранское обострение включая даже некоторые страны Залива. Багдад, о восстановлении отношений с которым еще совсем недавно говорили в Эр-Рияде, встал на сторону Ирана и осудил саудовские власти. Примечательна позиция Пакистана, который считается одним из главных военных партнеров Саудовской Аравии и реципиентом ее обильного финансирования. Исламабад, несмотря на все свои обещания содействовать и заявления о дипломатической поддержке, так и не принял участия в саудовской военной операции в Йемене, а в текущем обострении занял нейтральную позицию и предложил свои услуги посредничества в урегулировании Тегерану и Эр-Рияду.
Саудовская Аравия пошла на эскалацию конфликта с Ираном, однако последствия могут обернуться против нее же не только в регионе, но и внутри страны.
Как скажется нынешнее обострение на региональных кризисах и на балансе сил? Очевидно, что все текущие конфликты в регионе, которые Саудовская Аравия связывает с Ираном (в Сирии, Йемене и внутриполитический в Ираке), получат дополнительные препятствия для урегулирования. Сирийская оппозиция уже выступила с призывом ко всем арабским странам разорвать отношения с Ираном и выдвинула дополнительные условия для участия в мирной конференции, намеченной на 25 января в Женеве. Также следует ожидать новой волны шиитских протестов в регионе Залива и ожесточения боевых действий в районах кризисов – в Йемене и Сирии. С точки зрения регионального баланса сил, текущим саудовско-иранским обострением не преминет воспользоваться Анкара, которая уже заявила о своем желании выступить посредником между Эр-Риядом и Тегераном. Турция, явно - пока - заинтересованная в сотрудничестве с Саудовской Аравией по сирийскому досье, опасается роста мощи Ирана, но не может позволить себе разругаться еще и с ним.
Нынешнее обострение между Саудовской Аравией и Ираном позволяет предположить, что «опосредованные войны» двух стран могут стать все менее опосредованными. В условиях внутренней слабости и недостаточно твердых позиций в арабском и мусульманском мире обострение может обернуться для Саудовской Аравии самым неблагоприятным образом.
Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов, недавно анонсированная администрацией Трампа, концептуально настолько далека от подобных документов предыдущих президентов, будь то демократы или республиканцы, что ее появление можно считать данью внутриполитической конъюнктуре. Некоторые эксперты просто не верят, что внешняя политика США захочет или сможет сделать такой поворот, особенно ввиду огромной силы инерции в отношениях Америки с миром.
Важнейшей темой европейской и международной повестки дня 2014 года стали события на Украине, которые во многом оказали влияние на развитие отношений внутри Евро-атлантического пространства, а также стали фактором очередной волны напряженности между Россией и Западом и предпочтениях Москвы в активизации некоторых внешнеполитических направлений. При этом украинский кризис в сущности не изменил логики международных процессов, а для многих стран, занятых решением актуальных проблем региональной повестки, - его отголоски едва доносились.
США выдвигают к африканским странам требования развивать демократию по типу американской в качестве предварительного условия для укрепления двусторонних отношений.
Унаследованная от предыдущей холодной войны и периода после ее завершения система контроля над вооружениями продолжает разрушаться. На днях США официально поставили вопрос о своем возможном выходе из двустороннего российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 г., запрещающем баллистические и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5500 км. наземного базирования, в практическую плоскость.