Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией.
ПРЕМИУМ
11 августа 2014 | 18:07

Россияне и украинцы в руководстве ЛНР и ДНР

Лидеры Донецкой и Луганской «народных республик» до недавнего времени не были известны не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Большая их часть – местные жители. Их род занятий до начала «русской весны» не был никак связан с политикой и, тем более, военной стратегией. Поэтому в руководстве Новороссии растет доля иностранных (прежде всего, российских) граждан, обеспечивающих деятельность «народных республик» на наиболее сложных направлениях. Однако, такое перераспределение отвественности может привести к разногласиям отдельных групп интересов в органах власти Новороссии, которые негативно скажутся на положении двух квазигосударств.   

К высшему руководству ДНР и ЛНР следует отнести глав и заместителей председателей исполнительных и законодателельных органов власти, а также ключевых министров («силовиков» и занимающихся социально-экономическими вопросами). Кроме того, важную роль в принятии решений сохраняют активисты протестных движений, которые стояли у истоков создания республик Новороссии (например, публицист Мирослав Руденко), а с учетом продолжающихся боевых действий – еще и командиры крупных подразделений. По указанным критериям, к высшему руководству ДНР и ЛНР относятся 39 человек, в том числе председатель парламента Союза народных республик Олег Царев, отчасти обеспечивающий координацию действий двух квазигосударств.

Помимо самостоятельных фигур, среди лидеров ДНР можно выделить несколько групп: «идейные новороссийцы», «приднестровские» и «проахметовское лобби». Идеологический тон в республике задает первая группа, состоящяя из лиц, которые начинали борьбу против украинских властей (Павел Губарев, Алексей Пургин). Для них Новороссия – это самобытная часть «русского мира», незаслуженно унижавшаяся Украиной. На более компромиссных позициях стоят деятели, прежде связанные с предприятиями и проектами олигарха Рената Ахметова. В эту группу входят мелкие предприниматели, бывшие члены Партии Регионов и работники органов правопорядка (Роман Лягин, Александр Захарченко), для которых нахождение в составе Украины при определенных политических переменах представлялось наиболее желательным.  

В апреле-мае 2014 г. эта группа поддерживала регулярные контакты с Ахметовым, который стремился сохранить рычаги влияния на ситуацию. Но в нынешнем положении контакты с Ахметовым у представителей «клана» стали эпизодическими, а после разрыва с Киевом их политическая программа утратила актуальность.

Наконец, часть руководителей республики (Александр Бородай, Игорь Стрелков, Александр Караман) знакома по совместной деятельности в Приднестровье в 1990-е гг. «Приднестровский» клан состоит преимущественно из иностранных граждан и занимается вопросами обороны и безопасности. Кроме того, эта группа стремится наладить поставки и обеспечить эффективное распределение гуманитарной помощи из России. Известно, что в Москве эту деятельность координирует сформированный при Совете Федерации Комитет общественной поддержки Юго-Востока, в который входит целый ряд благотворительных организаций, в том числе фонд Василия Великого под руководством Константина Малофеева.  

Логика противостояния с Киевом обусловила не только консолидацию разрозненных отрядов ДНР, но и пересмотр баланса между группами интересов в руководстве республики. В июле 2014 года в правительстве республики прошел ряд кадровых перестановок, связанных с выстраиванием стройной системы управления войсками и спецслужбами, которую курирует вице-премьер Владимир Антюфеев. В итоге, доля российских граждан в высшем руководстве ДНР возросла с 20,8% до 33,3% (в целом по Новороссии – с 21,1% до 28,2%). На ключевых постах были замещены представители «проахметовской» группы. Против подобной тенденции возражал командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, выступивший за взаимоприемлимые договоренности с Киевом. Активность Ходаковского и автономность северо-западной (Горловской) группы войск стали дестабилизирующими факторами в военном строительстве ДНР. 

Руководство в ЛНР более монолитно, чем в ДНР: в органах власти преобладают бывшие служащие ВДВ из местного населения (Геннадий Цыпкалов, Владимир Громов). Глава республики Валерий Болотов сконцентрировал власть в своих руках, одновременно руководит армией и спецслужбами. Все же, Болотову не удалось поставить все вооруженные соединения под контроль: один из самых боеспособных отрядов – батальон «Призрак» Алексея Мозгового – после непродолжительной конфронтации с руководством ЛНР перешел в подчинение ДНР. Кроме того, казачьи подразделения, занимающие линию фронта на юге республики, действуют автономно от Луганска. В то же время, иностранные граждане не составляют в органах ЛНР самостоятельной группы и занимаются, главным образом, социально-экономическими вопросами (Марат Баширов, Дмитрий Семенов): доля россиян в высшем руководстве республики составляет 21,4%. 

Кадровые особенности высшего руководства Новороссии формируют три узла противоречий. Во-первых, модель управления ЛНР не позволяет обеспечить полноценную координацию боевых операций двух «народных республик». Этим вызваны разногласия Болотова с «приднестровским» кланом ДНР, поскольку неизбежно встает вопрос об иерархии подчиненности. Попытки Луганска и Донецка договориться по ключевому вопросу пока ни к чему не привели. Во-вторых, военные успехи и неудачи в одинаковой степени укрепят «приднестровскую» группу в ДНР. В случае побед над подразделениями, задействованными в украинской АТО, заслуга будет принадлежать силовым министерствам, при поражениях – территория под  контролем правительства «народной республики» сократится и все большее количество тыловых районов перейдет непосредственно в подчинение командиров отдельных подразделений.

Остальные группы интересов осознают сложившуюся ситуацию: вероятно, элементами их договоренностей по достижению кадрового баланса стали отставки Дениса Пушилина и Александра Бородая с высших постов в республике. Наконец, в-третьих, соотношение представителей местного населения и иностранных граждан в органах власти Новороссии подходит к опасному рубежу (2 к 1). С одной стороны, иностранные специалисты добровольно предоставляют свои профессиональные услуги, что облегчает сложную обстановку в ДНР и ЛНР. С другой стороны, такое соотношение подкрепляет аргумент о "завезенном" характере протеста и говорит о слабости вертикальной мобильности в квазигосударствах. В долгосрочной перспективе это возимеет негативные репутационные последствия и может оттолкнуть неопределившихся в симпатиях жителей Донбасса.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

27 октября 2014 | 08:31

Политическое значение паники вокруг лихорадки Эбола в США

Барак Обама сосредоточился на сдерживании панических настроений в стране, которые, среди прочего, распространились и на американские фондовые рынки. Кроме заявлений, в которых он повторял слова о том, что несколько случаев заражения еще не являются эпидемией, был принят и ряд других мер, основной целью которых стало доказать населению, что правительство держит ситуацию под контролем.

26 марта 2014 | 11:22

Энергетика Балтийских государств и влияние России

Энергетический рынок Прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии - явно политизирован. В регионе дефицит энергоресурсов и генерирующих мощностей, но сотрудничество с Россией, несмотря на выгоду, воспринимается как зависимость. Стремление устранить “российскую угрозу” ставит вопрос о цене, которую страны Прибалтики готовы заплатить.

28 февраля 2015 | 22:22

Международная реакция на убийство Бориса Немцова

В целом, официальная реакция большинства по поводу смерти Бориса Немцова сдержанная. Но информационное противостояние России и Запада накладывает отпечаток на циркулирующие в публичном пространстве мнения. Поэтому версии о «кремлевском» следе в преступлении намного популярнее версий о бытовых, финансовых, случайных или религиозных причинах для убийства. 

26 октября 2016 | 14:59

Семинар "Внешняя политика России и управление политическими рисками"

22-23 октября агентство «Внешняя политика» провело двухдневный консультационный семинар «Внешняя политика России и управление политическими рисками». Семинар был посвящен текущим акцентам во внешней политике России, способам чтения внешнеполитических сигналов и получения упреждающей информации, а также различным подходам к прогнозированию международных процессов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова