26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны. Всего на голосование было вынесено 29 поправок, среди которых наиболее резонансными стали увеличение президентской легислатуры с пяти до семи лет, а также наделение главы государства правом роспуска национального парламента. По итогам референдума обе инициативы получили поддержку и набрали 84,2% и 87,9% голосов соответственно.
Прошедший референдум вызвал жесткую критику азербайджанской оппозиции, которая успела обвинить Ильхама Алиева в том, что страна под его руководством выбрала «среднеазиатский» путь развития. Действительно, состоявшееся голосование выглядит логичным продолжением референдума 2009 г., когда на голосование была вынесена 41 поправка к 29 статьям и были сняты ограничения на количество легислатур главы государства. В этом смысле критики Алиева небезосновательно усматривают общую авторитарную парадигму. При этом цели и задачи последних конституционных изменений выходят за рамки прямолинейного процесса укрепления президентом Азербайджана своей власти.
Прежде всего, Азербайджан продолжает нести потери от последствий экономического кризиса. Падение цен на нефть незамедлительно сказалось на всей экономике страны. Азербайджанский манат – некогда одна из самых стабильных валют в мире – подвергся двум волнам девальвации в 2015 г. Добыча нефти сокращается, урезая доходную часть бюджета страны. Проблемы в экономике дополняются негативным геополитическим фоном. Проснувшийся Нагорный Карабах и рост нестабильности на Ближнем Востоке добавляют политической элите Азербайджана поводы для беспокойства за своё будущее. В этом смысле, значение последних конституционных поправок заключается в консолидации власти перед лицом реальных и потенциальных вызовов.
С точки зрения укрепления внутренней стабильности, конституционные поправки призваны решить и вопрос политической преемственности. Возрастной ценз для занятия президентской должности (не моложе 35 лет) теперь отменен, и многие эксперты поспешили примерить изменения на сына президента Алиева Гейдара, которому в 2025 г. исполнится 28 лет. Так, азербайджанские чиновники получили вполне определенный сигнал, что система не допустит вакуума власти даже в перспективе.
В известной степени референдум определил и настроения оппозиции, хотя она едва ли способна что-то ему противопоставить. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:
«Оппоненты жестко и однозначно оценили кампанию, как торжество административного ресурса и фальсификации народного волеизъявления. И, скорее всего, неприятие конституционных поправок на годы вперед определит аргументацию оппозиционеров. Однако эффективных способов для противодействия намерениям властей критики режима не предложили. Как не выдвинули и новых ярких лидеров, которые были бы интересны населению и вызывали бы доверие вопреки административному вмешательству и репрессалиям».
Растерянность оппозиции можно объяснить и реакцией на референдум со стороны США, которые поддержали его итоги и дали понять, что не намерены вмешиваться в вопрос о сроке полномочий главы республики. Впрочем, было бы странно ожидать иной реакции из Вашингтона, который не хочет обострять без лишней необходимости свою дипломатическую риторику до завершения периода выборов президента США. К тому же, Азербайджан занимает в американском внешнеполитическом планировании важную роль в качестве страны, предоставляющей «альтернативные маршруты» для обеспечения Европы энергетическими ресурсами и внимание США к «демократичности» тех или иных политических процедур Баку довольно рассеяно.
Проведенный референдум, безусловно, обеспечил азербайджанскую элиту некоторым запасом прочности и гибкости перед лицом возможных внутренних и внешних угроз и не нанес ощутимых репутационных издержек на международной арене. Остается лишь наблюдать за тем, сможет ли Баку должным образом распорядиться сложившейся благоприятной для себя политической конфигурацией.
Еще недавно Мьянма, управляемая военной хунтой, считалась на Западе страной-изгоем. Однако после того, как там провели ряд демократических преобразований, прошли первые за 20 лет выборы и были освобождены политзаключенные, это государство оказалось в центре внимания крупных мировых игроков. Если в прошлом едва ли не единственным партнером Нейпьидо был Пекин, то сейчас, после снятия санкций, в борьбу за богатства Мьянмы вступили компании из США и ЕС.
Не следует преувеличивать значение демонстраций протеста в адрес Белого дома со стороны Эр-Рияда. Королевство и раньше ярко проявляло недовольство отдельными шагами США. Это лишь элемент тактики, попытка напомнить заокеанскому партнеру о том, что у Саудовской Аравии есть свои интересы, которые следует уважать. Внешнеполитическая стратегия Эр-Рияда остается неизменной - ее суть заключается в утверждении сильной региональной роли Королевства в регионе при опоре на США.
В нынешних условиях заседание пятого по счету Совета стратегического сотрудничества высокого уровня имело особое значение. По справедливому замечанию востоковеда Станислава Тарасова, "все предыдущие четыре заседания Совета проходили в качественно иных геополитических, политических и экономических условиях". До инцидента с уничтожением российского военного самолета Су-24 российско-турецкие отношения характеризовались как стратегическое партнерство.
За 20 лет в работе ПАСЕ приняло участие 193 российских парламентария. За это время стороны диалога привыкли друг к другу — россияне к тому, что европейцы помешаны на правах человека и плохо понимают постсоветское пространство, а европейцы к тому, что россиян невозможно вывести из равновесия критическими тирадами.