26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по изменениям в Конституцию страны. Всего на голосование было вынесено 29 поправок, среди которых наиболее резонансными стали увеличение президентской легислатуры с пяти до семи лет, а также наделение главы государства правом роспуска национального парламента. По итогам референдума обе инициативы получили поддержку и набрали 84,2% и 87,9% голосов соответственно.
Прошедший референдум вызвал жесткую критику азербайджанской оппозиции, которая успела обвинить Ильхама Алиева в том, что страна под его руководством выбрала «среднеазиатский» путь развития. Действительно, состоявшееся голосование выглядит логичным продолжением референдума 2009 г., когда на голосование была вынесена 41 поправка к 29 статьям и были сняты ограничения на количество легислатур главы государства. В этом смысле критики Алиева небезосновательно усматривают общую авторитарную парадигму. При этом цели и задачи последних конституционных изменений выходят за рамки прямолинейного процесса укрепления президентом Азербайджана своей власти.
Прежде всего, Азербайджан продолжает нести потери от последствий экономического кризиса. Падение цен на нефть незамедлительно сказалось на всей экономике страны. Азербайджанский манат – некогда одна из самых стабильных валют в мире – подвергся двум волнам девальвации в 2015 г. Добыча нефти сокращается, урезая доходную часть бюджета страны. Проблемы в экономике дополняются негативным геополитическим фоном. Проснувшийся Нагорный Карабах и рост нестабильности на Ближнем Востоке добавляют политической элите Азербайджана поводы для беспокойства за своё будущее. В этом смысле, значение последних конституционных поправок заключается в консолидации власти перед лицом реальных и потенциальных вызовов.
С точки зрения укрепления внутренней стабильности, конституционные поправки призваны решить и вопрос политической преемственности. Возрастной ценз для занятия президентской должности (не моложе 35 лет) теперь отменен, и многие эксперты поспешили примерить изменения на сына президента Алиева Гейдара, которому в 2025 г. исполнится 28 лет. Так, азербайджанские чиновники получили вполне определенный сигнал, что система не допустит вакуума власти даже в перспективе.
В известной степени референдум определил и настроения оппозиции, хотя она едва ли способна что-то ему противопоставить. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Сергея Маркедонова:
«Оппоненты жестко и однозначно оценили кампанию, как торжество административного ресурса и фальсификации народного волеизъявления. И, скорее всего, неприятие конституционных поправок на годы вперед определит аргументацию оппозиционеров. Однако эффективных способов для противодействия намерениям властей критики режима не предложили. Как не выдвинули и новых ярких лидеров, которые были бы интересны населению и вызывали бы доверие вопреки административному вмешательству и репрессалиям».
Растерянность оппозиции можно объяснить и реакцией на референдум со стороны США, которые поддержали его итоги и дали понять, что не намерены вмешиваться в вопрос о сроке полномочий главы республики. Впрочем, было бы странно ожидать иной реакции из Вашингтона, который не хочет обострять без лишней необходимости свою дипломатическую риторику до завершения периода выборов президента США. К тому же, Азербайджан занимает в американском внешнеполитическом планировании важную роль в качестве страны, предоставляющей «альтернативные маршруты» для обеспечения Европы энергетическими ресурсами и внимание США к «демократичности» тех или иных политических процедур Баку довольно рассеяно.
Проведенный референдум, безусловно, обеспечил азербайджанскую элиту некоторым запасом прочности и гибкости перед лицом возможных внутренних и внешних угроз и не нанес ощутимых репутационных издержек на международной арене. Остается лишь наблюдать за тем, сможет ли Баку должным образом распорядиться сложившейся благоприятной для себя политической конфигурацией.
Среди наиболее значимых для политической жизни США событий этой недели стало официальное объявление о намерении участвовать в предстоящей президентской гонке двух заметных представителей от обеих партий. Параллельно с этим, примечательными стали реакция Вашингтона на поставки российской военной техники Ирану, а также небольшой шаг а процессе реализации «азиатского разворота», продекларированного еще в 2011 году, но так и не ставшего на деле приоритетным направлением американской внешней политики.
Для моралистов идеал — справедливость. Для прагматиков — мир и безопасность. В ходе конфликта для многих постепенно становится очевидно, что справедливость можно отложить на потом, а сейчас главное безопасность. Наступил ли этот момент в украинском кризисе?
Предвыборная платформа Моди опиралась на приоритет восстановления высоких темпов экономического роста и укрепление оборонного потенциала Индии. Моди не раз акцентировал внимание на том, что именно экономические императивы развития страны будут формировать внешнеполитическую линию государства и подходы к двусторонним отношениям с теми или иными странами.
Фигура Йенса Столтенберга, имеющего шансы стать координатором новой «восточной политики» НАТО, вопреки многим прогнозам пессимистов, все же дает некоторые поводы для ограниченной нормализации российско-западных отношений, хотя отнюдь и не гарантирует ее.