1 марта президент Трамп сообщил о своем намерении установить 25% тариф на ввоз стали и 10% тариф на ввоз алюминия. У этого события есть бюрократическая предыстория. В середине февраля Министерство торговли США опубликовало рекомендации для президента относительно регулирования доступа импортной стали и алюминия на американский рынок. Министерство предложило президенту на выбор несколько вариантов протекционистских решений. С целью защиты сталелитейной промышленности хотели ввести: либо тариф 24% на импортную сталь из всех стран; либо тариф 53% на продукцию из 12 стран, включая Китай и Россию, в сочетании с квотой для всех остальных стран, равной величине их прошлогоднего экспорта; либо квоту 63% от величины прошлогоднего экспорта для каждой из стран-экспортеров. С целью защиты алюминиевой промышленности планировали установить: либо тариф 7,7% для всех экспортеров; либо тариф 23,6% на алюминий из Китая, России, Гонконга, Венесуэлы и Вьетнама в сочетании с квотой для всех остальных стран, равной величине их прошлогоднего экспорта; либо квоту 86,7% от величины прошлогоднего экспорта для каждой из стран-экспортеров. Цель ограничений состоит в том, чтобы нарастить выпуск на американских металлургических предприятиях до 80% от их производственной мощности – уровня загрузки, который гарантирует выживание отрасли в долгосрочной перспективе и обеспечивает сырьевую самодостаточность национальной экономики.
Получается, что из спектра предложенных ранее вариантов Трамп выбрал относительно мягкий.
Почему Вашингтон готов пожертвовать свободой торговли? Это связано с тем, что ситуация в металлургии признана неудовлетворительной с точки зрения национальной безопасности: многие предприятия закрыты или работают не в полную силу, опытные специалисты увольняются, рыночная доля американских производителей сжимается, а значит чрезмерно растет зависимость страны от внешних поставок сырья (импортируется 30% потребляемой стали и 91% первичного алюминия), столь необходимого для снабжения военных и инфраструктурных проектов. Больше всего американские власти беспокоятся из-за китайского влияния на конъюнктуру мирового рынка металлов.
В правительственных документах, где обосновывается политика протекционизма, много раз повторяется тезис об исключительной роли Китая, крупнейшего в мире производителя стали и алюминия, в ослаблении американской промышленности. Например в такой формулировке: «основная причина нынешнего упадка алюминиевой промышленности США – стремительное увеличение производства в Китае», причем «китайское алюминиевое производство в значительной степени невосприимчиво к влиянию рыночных факторов». Действительно, китайские поставщики прямо или косвенно подконтрольны государству и благодаря этому охотно прибегают к демпингу, ведь в случае финансовых затруднений всегда могут черпать из резервуара государственных субсидий. В результате они буквально наводнили глобальную экономику дешевым сырьем, создали избыток товара и нарушили механизм конкурентного ценообразования.
Но введение тарифов, в первую очередь, ударит не по Китаю, а по союзникам США – Канаде, ЕС, Южной Корее. Доли в американском импорте металлов сейчас распределены следующим образом: на рынке стали – Канада 16%, Бразилия 13%, Южная Корея 10%, Мексика 9%, Россия 9%; на рынке алюминия – Канада 43%, Россия 10%, ОАЭ 9%, Китай 9%, Бахрейн 3%. Все страны Евросоюза вместе взятые формируют около 15% американского импорта стали; самый крупный европейский поставщик металлов в США – Германия (3% стали и 0,8% алюминия). Китай с его 2% в американском импорте стали и 9% в импорте алюминия будет затронут не так уж сильно. Для него это не столько экономическая санкция, сколько политический сигнал, опасный прецедент, который может побудить и другие страны последовать примеру США.
Экспортеры по-разному реагируют на демарш Белого дома. Канадцы надеются, что их страна будет освобождена от уплаты тарифов. В конце концов, обещания Трампа еще не оформлены в нормативный акт и такая вероятность есть. Чиновники Евросоюза угрожают введением тарифов на мотоциклы Harley-Davidson, виски, апельсиновый сок из Флориды и джинсы Levi's. Пекин может отказаться от закупок сои, нанеся серьезный урон аграрному сектору США. Китай – крупнейший в мире покупатель американской сои, емкость этой ниши в монетарном выражении достигает $14 млрд.
Формально США своими действиями регламент ВТО не нарушают: член ВТО может вводить новые тарифы, если того требуют соображения национальной безопасности. Однако раньше не было принято использовать эту лазейку. Вашингтон разбалансировал статус-кво. Теперь и Китай, и Индия, и кто угодно еще смогут поступать так же.
В общем, протекционизм создаст США множество проблем. Урезание импорта не обойдется без увеличения внутренних цен на металлы и соответственно – на продукцию металлоемких производств, например автомобилестроения. Если, в свою очередь, рост цен приведет к падению спроса, тогда следует ожидать увольнений на этих предприятиях. Спасение рабочих мест в металлургии обернется потерей таковых в машиностроении. Ответ уязвленных экспортеров скорее всего спровоцирует новые ограничения со стороны Вашингтона и американская экономика будет дальше замыкаться в себе.
Расчет строится на понимании о том, что естественная логика экономических процессов на Украине при разрыве связей с Россией приведет к массовой бедности населения. А это в свою очередь даст социальный взрыв, который сметет «правительство Майдана».
Призыв к осторожности не означает прямое осуждение действий Украины на Востоке. Президент Петр Порошенко планирует продолжение военной операции, по-прежнему называя ополченцев "террористами". Пока волна революционного энтузиазма в обществе помогает правительству Украины в его радикальных планах - с поддержкой ЕС или без нее.
В Киргизии есть общественная поддержка интеграции, есть полное понимание ее выгодности в парламенте, со стороны бизнеса. У Киргизии есть единственный путь – это вступление в Евразийский экономический союз, у нас нет другой альтернативы.
Украинские эксперты оптимистично оценивают шансы Украины, поскольку считают, что даже некоторый успех в этом направлении усилит переговорные позиции Киева в диалоге с ДНР/ЛНР или с Россией по энергетической проблематике.