Избранный президент США Дональд Трамп определился с кандидатом на пост министра обороны. Им стал отставной генерал Корпуса морской пехоты Джеймс Мэттис.
Джеймс Меттис родился 8 сентября 1950 года в городе Пулмане, штата Вашингтон[1]. В 1968 году закончил среднюю школу в Ричланде и в 1971 году[2] закончил Центральный колледж Вашингтона в звании второго лейтенанта. В этом звании Мэттис начал службу в 1972 году командиром взвода в 3-ей дивизии морской пехоты США. Генерал Мэттис имеет не одно высшее военное образование. Он окончил школу командного состава морских десантных сил (Amphibious warfare school), Командно-штабной колледж морской пехоты (Marine Corps Command and Staff College) и Национальный военный колледж (National War College)[3].
Мэттис в звании второго лейтенанта был командиром пехотного взвода в 3-ей дивизии Корпуса морской пехоты. Затем в звании капитана командовал стрелковой и пехотной ротой в 1-ой бригаде КМП, после чего в звании майора служил на призывном пункте 12-го района Корпуса морской пехоты в Портленде[4].
В звании подполковника Мэттис командовал 1-ым батальоном 7-го полка Корпуса морской пехоты[5]. В этом звании он принимал участие в операции «Щит пустыни» в 1990 году и в операции «Буря в пустыне» в 1991 году.
В звании бригадного генерала Мэттис командовал 1-ой экспедиционной бригадой КМП, а в ходе операции «Несокрушимая свобода» на юге Афганистана, которая была организована для борьбы с движением «Талибан» и террористической организацией «Аль-Каеда» после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, командовал оперативно-тактической группой «58» (Task Force 58) Военно-морских сил США[6]. Как командир этой группы, он стал первым офицером-морпехом, который командовал сухопутной оперативно-тактической группой в бою.
Уже в звании генерал-майора он командовал 1-й дивизией корпуса морской пехоты в течение вторжения коалиционных сил в Ирак (2003) и последующими операциями в течение войны в Ираке[7]. В апреле 2004 года дивизия КМП под командованием Мэттиса сражалась с повстанцами за восстановление контроля над иракским городом Фаллуджа, который являлся оплотом повстанческого движения в Ираке[8]. Также Мэттис сыграл ключевую роль в первой битве за Фаллуджу путём проведения переговоров с повстанцами и установлением перемирия на всё лето 2004 года, которое окончилось со вторым успешным штурмом Фаллуджи[9].
В 2004 году Мэттису присвоили звание генерал-лейтенанта, и он получил руководство над Командованием разработок планов боевого применения КМП (Marine Corps Combat Development Command)[10]. В период руководства Командованием им было написано пособие по тактике морской пехоты и инициировано создание специального тренажёра-симулятора площадью 3-тысячи квадратных метров для подготовки солдат, который воссоздаёт условия военных действий в Ираке. Также он инициировал создание учебного центра, в котором солдатам дают представления о культурных различиях народов и базовые языковые навыки[11]. В 2006 году Мэттис стал командующим 1-ой экспедиционной группой КМП. Через некоторое время он был назначен исполняющим обязанности командующего Центрального командования Военно-морских сил[12].
В 2007 году Мэттис получил звание полного (четырехзвездного) генерала. В этом звании он руководил Межвидовым командованием вооруженных сил США (U.S. Joint Forces Command) в 2007 - 2010 годах и одновременно в 2007-2009 годах занимал пост верховного главнокомандующего по трансформации НАТО[13]. В июле 2010 года Мэттис заменил Дэвида Петрэуса на должности главы Центрального командования вооружённых сил США (USCENTCOM). Сенат США одобрил назначение Мэттиса[14]. По словам министра обороны Роберта Гейтса, генерал получил эту должность за «стратегическую интуицию и независимость мышления»[15].
Джеймс Мэттис часто оказывается в центре скандалов, связанных с его заявлениями, которые не раз шли в разрез с официальной позицией Пентагона[16]. Однако люди, служившие и работавшие с Мэттисом утверждают, что он одарен философским умом и стратегическим видением. По словам офицеров Пентагона, Мэттис в каждое новое место командировки перевозит за собой свою библиотеку в 6 тысяч книг, забывая при этом ряд личных вещей. Стоит отметить, что в своих выступлениях генерал действительно достаточно часто цитирует изречения классиков и обращается к историческому военному опыту[17]. Также генерал, в силу понимания психологии офицерского и солдатского состава морских пехотинцев, общается с ними и действует по-разному – с офицерами Мэттис разговаривает на одном языке, с солдатами он разговаривает на другом, понятном им языке[18].
Мэттис является уважаемым в военных кругах человеком. В Пентагоне подчёркивают профессионализм генерала – причём не только офицерский, но и солдатский состав. Солдаты уважают генерала за то, что во время боевых действий он предпочитал находиться на передовой вместе с ними. Ещё одним преимуществом генерала, как главы Пентагона будет являться то, что он не имеет политических амбиций. Мэттис сознает, что его дело – это война.
Как министр обороны Мэттис унаследует достаточно большой груз ответственности - поддержка иракских вооружённых сил, борьба с ИГИЛ (запрещена на территории РФ), война в Афганистане и необходимость укрепления «восточного фронта» НАТО. Позиции избранного президента Трампа и генерала Мэттиса по решению этих проблем в целом схожи.
Мэттис считает, что ИГИЛ должно быть уничтожено, и что для борьбы с ним необходимо выделить более значительные силы чем десяток самолётов и специалистов по подготовке вооружённых сил в Ираке. Этот человек ясно осознаёт, что террористы ИГИЛ создают самую большую напряжённость в регионе, если не в мире. Таким образом предвыборный лозунг Трапа о том, что он готов победить ИГИЛ может быть осуществлён. По крайней мере эффективность действий возглавляемой США коалиции для борьбы с ИГИЛ может кратно вырасти. При этом Мэттис является сторонником отправки помощи сирийской оппозиции.
Взгляды Мэттиса и Трампа также совпадают относительно Ирана. Трамп в своей предвыборной риторике критиковал «ядерную сделку» с Ираном и считал её не отвечающей интересам Соединённых Штатов. Мэттис, в целом занимающий жёсткую позицию в отношении противников США, открыто критиковал «ядерную сделку», так как считает, что подписанное Обамой соглашение не поставило крест на ядерных амбициях Тегерана, а лишь создает отсрочку. Важным показателем жёсткости позиции Мэттиса по Ирану является то, что Обама отправил его в отставку в 2013 году из-за опасений, что генерал стремится к прямой военной конфронтации с Ираном.
Ещё одним интересным фактом о генерале можно считать его мнение по поводу палестино-израильского конфликта. Он считает, что правильным решеним этого конфликта является так называемое «two-state solution», которое заключается в существовании государств Израиль и Палестины. Генерал поддерживает при этом политику госсекретаря Джона Керри в этом вопросе.
Важным фактором выбора Мэттиса кандидатом на занятие должности министра обороны является взгляд генерала на положение дел в армии США. Как и Трамп Мэттис считает, что Соединённые Штаты нуждаются в более многочисленных вооружённых силах. Более того, выбор Мэттиса показывает, что он согласен с Трампом о необходимости значительного увеличения расходов на оборону, увеличении флота и авиации, а также их качественного улучшения путём внедрения новых разработок.
Чего ожидать России от Мэттиса, если его утвердят на должность министра обороны США? Генерал поддерживает увеличение помощи союзникам по НАТО и можно ожидать продолжения курса на увеличение воинского контингента НАТО на её «восточных рубежах». Однако он не поддерживает линию на «сдерживание» России и считает, что Москва действует на Украине исходя из опасений за свою безопасность перед НАТО.
С другой стороны, Мэттис является сторонником сокращения ядерного арсенала США. Он считает, что ядерное оружие в современном мире является исключительно сдерживающим, оборонительным фактором и не нужно в чрезмерных количествах.
Относительно взаимодействия с российскими ВКС по борьбе с ИГИЛ, Мэттис, как опытный военный, будет исходить из целесообразности такого взаимодействия и из национальных интересов США. Трамп в ходе предвыборной кампании не раз заявлял о том, что он готов сотрудничать с Россией для борьбы с ИГИЛ. Маловероятно, что Мэттис станет препятствовать этим планам.
В целом же генерал является человеком «старой закалки» и мыслит категориями «холодной войны» в отношении России. Однако профессионализм и способность Мэттиса глобально смотреть на расстановку сил придают уверенности в том, что военные не будут делать необдуманных шагов даже в отношении своих потенциальных противников.
Можно заключить, что в случае назначения Джеймса Мэттиса главой Пентагона, США получат опытного боевого генерала, который здраво оценивает обстановку в стране и в мире. Он в первую очередь будет озабочен делами Пентагона нежели перипетиями международной политики. Генерал будет подчиняться своему главнокомандующему и не составит ему фронду. Репутация и вес Мэттиса в военных и политических кругах США непререкаемы и его утверждение на посту Конгрессом практически обеспечено.
[1] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[2] Noted General James N. Mattis to Speak at CWU. — Central Washington University (cwu.edu)
[3] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[4] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[5] Gen. James N. Mattis. — United States Joint Forces Command
[6] Thomas E. Ricks. The Generals : American Military Command from World War II to Today. New York: Penguin Press, 2012. – 405 p.
[7] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[8] Nicholas E. Reynolds. Basrah, Baghdad, and Beyond: The U.S. Marine Corps in the Second Iraq War. — Naval Institute Press, 2005. — 276 p.
[9] Nicholas E. Reynolds. Basrah, Baghdad, and Beyond: The U.S. Marine Corps in the Second Iraq War. — Naval Institute Press, 2005. — 276 p.
[10] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[11] West Bing. The Strongest Tribe: War, Politics, and the Endgame in Iraq. New York, NY: Random House, 2008 – 245 p.
[12] General James N. Mattis, Commander. — United States Central Command (www.centcom.mil)
[13] «French general assumes command of Allied Command Transformation». NATO. // act.nato.int/french-general-assumes-command-of-allied-command-transformation
[14] «Nominations before the Senate Armed Services Committee, Second Session, 111th Congress». U.S. Government Printing Office. //gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-111shrg65070/pdf/CHRG-111shrg65070.pdf
[15] «Mattis takes over Central Command, vows to work with Mideast allies in Afghanistan, Iraq». Fox News. Associated Press. August 11, 2010.
[16] Dan Lamothe. «Trump picks retired Marine Gen. James Mattis for secretary of defense». The Washington post, 1 December, 2016.
[17] Quinn-Judge Paul. «Did He Go Too Far?». Time. January 24, 2007.
[18] Thomas E. Ricks. «The General Who Should Lead the Pentagon». The New York Times, December 2, 2016.
Характерно, что борьба с ИГ для Запада, способного повлиять на ситуацию, - не является жизненным интересом, для отдельных региональных сил, кровно заинтересованных в победе над исламистами, – эта борьба осложнена внутренними проблемами (как в случае с Египтом) или военной слабостью (как для Саудовской Аравии), а реально способные противостоять этой угрозе Тегеран и Дамаск находятся под напором критики и обвинений в попытке извлечь политическую выгоду.
По мере приближения к праймериз, дебаты становятся более нюансированными, постепенно подходят к собственно обсуждению программ. Выкристаллизовываются также конкретные расхождения межу кандидатами однопартийцами и даже теми, кого еще недавно можно было считать тактическими союзниками.
На этой неделе основное внимание было приковано к Давосскому экономическому форуму, делегация России на котором оказалась на удивление не представительной. В своей внешней политике Москва все чаще демонстрирует большую готовность к развитию двустороннего формата взаимоотношений с партнёрами, нежели к участию в многосторонних политических процессах. Это продемонстрировала и недавняя встреча двух лидеров российской и американской дипломатии в Цюрихе, а также визит эмира Катара Тамима аль-Тани в Москву.
Интерес Италии в сотрудничестве с Россией имеет определяющее значение для ее внешней политики. Несмотря на фактическое исключение России из «восьмерки» в связи крымскими событиями, председательство Италии в Совете в июле-декабре 2014 года может способствовать улучшению отношений между Россией и ЕС.