Решение сирийских курдов объявить автономию полностью соответствует тренду на федерализацию Сирии. Однако это решение уже раскритиковали многие участники сирийской гражданской войны.
Теперь это Роджава
В городе Румейла курды провели так называемый Учредительный съезд региональной курдско-арабской администрации Северной Сирии, на котором приняло участие более 200 делегатов от общин, живущих на контролируемой курдами территории (в том числе армянских, туркменских, ассирийских, арабских). И по итогам съезда приняли решение перейти к самоуправлению трех курдских кантонов (с центрами в Джазире, Африне и Кобани) на основе принципов демократического федерализма. Они сформируют общий регион, который будет называться Роджава - Северная Сирия (слово «Роджава» с курдского переводится как «Запад», и означает западную часть курдских земель, или Сирийский Курдистан).
С одной стороны, ничего удивительного не произошло - курды и без того контролируют эту территорию, защищая ее от Ан-Нусры и ИГ (группировки запрещены в России).
Более того, всем было понятно, что даже после окончания войны эти территории уже не вернутся под абсолютный контроль Дамаска - курдские власти не только защищали, но и зачищали эти территории от чужеродных по их мнению элементов.
Безусловно, никаких массовых расстрелов, изнасилований и порабощений не было - все происходило куда тоньше. Арабским или ассирийским жителям этих территорий просто запрещали возвращаться в свои дома под предлогом того, что там небезопасно. И сейчас курды просто решили юридически оформить свой контроль над территорией. Как верно отметил старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Константин Долгов, курды «пытаются воспользоваться сложной ситуацией, когда сирийская правительственная армия ведет борьбу с радикальными исламистскими группировками». При этом даже в самом названии своей автономии (Роджава - Северная Сирия) курды подчеркивают, что не создают отдельного независимого государства.
«Северный федеративный район останется частью Сирии», - заявил официальный представитель дирекции по иностранным делам Роджавы Идрис Наасан.
Не время для федерализации
Однако их решение уже вызвало протесты (резкие и не очень) со стороны других игроков сирийской гражданской войны. И прежде всего официального Дамаска.
«Любое подобное заявление не имеет законной силы и не влечет за собой юридических, политических, социальных или экономических последствий, а также не отражает волю всего сирийского народа. Правительство Сирийской Арабской Республики предупреждает любого, кто пожелает подорвать народное и территориальное единство Сирии: попытка поднять на щит проект федерализации представляет собой акт, направленный против конституции, народного единства и международных соглашений», - заявили сирийские власти.
На первый взгляд, заявление достаточно странное - во-первых, еще на начальном этапе гражданской войны Башар Асад обещал курдам автономию в обмен на их относительную лояльность, а, во-вторых, федерализация является целью женевских переговоров. Однако в Дамаске, по всей видимости, придерживаются формулы «обещать - не значит дать».
«Сирийский режим воспринимает гипотетическую федерализацию Сирии как прямой путь к ее развалу: ведь федерализм предполагает наделение составных частей страны обязательными элементами собственной государственности, а они, как известно, могут быть активированы в любой кризисный момент. И в этом плане готовность официального сирийского руководства, вдохновляемого призрачными надеждами на сохранение государственной целостности, делиться собственной властью со своими принципиальными конкурентами вызывает большие сомнения», - говорит арабист Леонид Исаев.
Отчасти Дамаск можно понять - перед глазами у всех пример Ирака, который де-факто федерализация довела до состояния полураспада - однако эксперты признают, что после гражданской войны Сирия уже не сможет существовать как унитарное государство.
На сторону Дамаска встали и его противники из числа сирийской оппозиции.
«Конечно, мы уважаем мнение курдов в Сирии, но это должно решаться на основе новой Конституции. Часть населения не может отдельно принять такое решение», - заявил представитель Высшего комитета по переговорам Бадр Джамус.
Американцы тоже выступили с протестом.
«Мы не признаем и не признаем никакой самопровозглашенной "полуавтономной" территории. Мы сохраняем свою приверженность единству и территориальной целостности Сирии», - заявил представитель Госдепа Марк Тонер.
Позиция же России оказалась более сложной. С одной стороны, Москва присоединилась к хору осуждающих.
«Внутреннее устройство сирийского государства — это дело сирийцев и это тема, которая должна регулироваться на основе инклюзивного процесса, в котором участвуют все конфессиональные и этнические группы, проживающие на территории Сирии: курды или сунниты, алавиты, друзы и так далее», - отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Но, с другой стороны, Кремль отметил, что вполне понимает причины, по которым курды были вынуждены пойти на такой шаг - курдов не позвали на переговоры в Женеве, на которых обсуждается сирийское будущее, вот они сами и решают судьбу своего региона. Поэтому Россия призывает партнеров исправить ошибку и позвать курдов в Женеву.
«Помочь мирному процессу может только включение курдов в переговорный процесс, причем включения на равноправных основах вместе с другими участниками», - говорит представитель российского МИД Мария Захарова.
Все для Женевы
Любопытно, что организаторы конференции в лице ООН абсолютно за.
«Сирийские курды — это сирийцы. И именно поэтому они должны быть частью дискуссий о будущем Сирии точно так же, как христиане, как сунниты, которые, как известно, часто исключались из переговоров; алавиты, и шииты, все должны быть там», - говорил Стаффан де Мистура.
Однако у этой идеи есть влиятельные противники. Основными оппонентами курдского участия в определении будущего Сирии являются Анкара и Дамаск - по мнению Леонида Исаева, курды с большой долей вероятности заставили бы участников переговорного процесса всерьез задуматься о будущем государственном устройстве Сирии, что стало бы своеобразным толчком к обсуждению федералистского проекта.
Особенно этот вариант неприемлем для Турции, которую создание курдской автономии (то есть де-факто начало федерализации Сирии в обход женевских переговоров) уже поставило в сложное положение.
«Заявление курдов - это удар по больному месту режима Эрдогана. Для него создание курдских автономий на границе с Турцией - большая опасность, поскольку «автономией» могут заразиться и турецкие курды. Анкара уже показала, что готова бороться со всеми этими автономиями любыми методами: подавлением иракских курдов и давлением на них через мягкую силу, открытием огня по сирийским курдам. Турецкий президент бы и рад перейти к открытым боевым действиям против сирийских курдов (особенно после завершения российской военной операции), но американцы не позволяют. Правда, непонятно, сколько еще Эрдоган готов к ним прислушиваться - чем более явным станет американский курс на создание Большого Курдистана, тем более ожесточенным будет сопротивление Анкары», - говорит директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков.
Поэтому не исключено, что через какое-то время создание курдской автономии получит военный ответ с севера. По итогам которого Турция загонит себя в ловушку, чреватую как минимум резким конфликтом с американцами а как максимум сменой режима в Анкаре. Москву такой сценарий, очевидно, полностью устроит. И теперь возникает вопрос - не специально ли Россия расчистила дорожку туркам в Роджавский капкан своим выводом войск? Время покажет.
Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"
29 марта на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Международные угрозы 2016», подготовленного агентством «Внешняя политика». Основные темы доклада: рост противоречий в американо-российских отношениях, сирий конфликт, междунароный терроризм и кризис с беженцами.
На прошедшей неделе глава Пентагона посетил Индию, назвав американо-индийские отношения «стратегическим рукопожатием» и изложив попутно взгляды Вашингтона на архитектуру безопасности АТР и роль США в ее обеспечении. Визиты Джона Керри в Ирак и Афганистан продемонстрировали схожесть проблем, с которыми сталкиваются США при осуществлении своей задачи по передаче функций обеспечения безопасности местным правительствам. На этой неделе у Вашингтона появилось сразу несколько поводов «выразить обеспокоенность» действиями Москвы, однако сделал он это в неожиданно мягкой форме.
В отличие от «обновленных Мадридских принципов», рассматриваемых в качестве фундаментальной основы мирного процесса, эти «апрельские тезисы» носят более общий характер и включают в себя «неиспользование силы, право народа на самоопределение и территориальная целостность». По оценкам сопредседателей, все эти три элемента обладают одинаковой приоритетностью.
18 апреля в Москве состоится круглый стол «Развитие ситуации в Афганистане в 2016 году», который проводят Российский совет по международным делам и агентство «Внешняя политика» при участии Международного комитета Красного Креста.