Российско-итальянские отношения традиционно носят не только политический и экономический характер, но и наполнены особыми цивилизационными, культурными связями, которые выделяют Италию среди прочих партнеров России.
Из выступления Президента Владимира Путина на Валдайском Форуме и его обращения к Федеральному Собранию следует, что Россия не намерена идти по пути изоляции и разрыва отношений с традиционными партнерами, и на фоне налаживания новых связей она будет открыта для сотрудничества с европейскими странами.
И в этой связи особый интерес вызывают слова министра иностранных дел Италии, Паоло Джентилони, который заявил, что «европейцы являются союзниками США, но у них собственные взгляды на геополитику». Джентилони также отметил, что в нынешних условиях Италия намерена полагаться на собственные национальные интересы, в том числе относительно событий на Украине.
Сегодня Италия – 4-я по количеству населения и 4-я по объему ВВП экономика ЕС, а для России – это один из крупнейших торгово-экономических партнеров, с которым объем внешней торговли каждый год рос с двузначными показателями. В 2013 году Италия занимала 2 место по объему экспорта из России. Товарооборот же с европейскими странами у Италии последовательно сокращается: объемы внешней торговли Италии с Испанией уменьшились в 2012 году на 7,4%, с Германией на 7,0%, с Францией – на 3,8%, с Нидерландами – на 1,3%.
На этом фоне санкции в отношении России и ответные меры вызывают беспокойство, как у итальянских предпринимателей, так и у региональных властей, существенная часть бюджета которых формируется благодаря торговым отношениям местных предприятий с Россией. Один только регион Венето, обладающий экспортом в Россию в объеме 1,8 млрд евро в год потеряет по причине санкций 590 млн евро. Губернатор области, Лука Дзая, уже заявил, что личные переговоры региональных властей с Москвой приведут к разрешению противоречий и будут способствовать возобновлению экономических связей.
России, в действительности, следует задуматься об интенсификации межрегионального сотрудничества с Италией и установления прямых контактов с итальянскими регионами, в особенности с теми, которые напрямую заинтересованы в развитии сотрудничества.
Три ключевых фактора влияют на значимость позиции регионов по отношению к России:
Особое внимание следует уделить участию итальянских регионов в деятельности ЕС, в особенности их участию в Комитете Регионов.
С одной стороны, Конституция Италии относит вопросы сотрудничества регионов с ЕС к конкурирующей сфере законодательства, что предполагает издание общих предписаний со стороны центральной власти. Однако это никак не сказывается на самостоятельности позиции региональных представителей в различных органах власти ЕС, в особенности в Комитете Регионов ЕС, который в первую очередь служит площадкой для представительства региональных интересов в отрыве от центральной власти государства.
Те регионы, которые особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией, посредством своих представителей в Комитете Регионов могли бы стать проводниками конструктивных отношений в отношении РФ при формировании политики ЕС и, по меньшей мере, представлять альтернативную общему фарватеру европейской политики точку зрения.
В случае продолжения углубления экономического кризиса в Италии можно предполагать и рост популярности у евроскептиков, в первую очередь у партий «Вперед, Италия!» экс-премьера Сильвио Берлускони и Лига Севера, чей лидер Маттео Салвини успел объявить, что хотел бы видеть Путина премьер-министром Италии.
Партия Салвини уже контролирует регионы Ломбардия и Венето и в будущем может нарастить свой потенциал в северных и ряде центральных регионов страны. Лига Севера также обладает 5 местами в Европарламенте, что, в случае системного сотрудничества с этой партией, открывает окно возможностей для представления пророссийской повестки дня в ЕС.
Очевидно, что нынешний кризис в отношениях между Россией и ЕС не может продолжаться бесконечно, и торгово-экономические отношения сторон, а также их культурная близость, перевесят навязанную со стороны США политику оказания максимального давления на Россию. Крайне важно, чтобы к этому моменту те достижения, которые были зафиксированы в отношениях между Россией и Италией не были утеряны и основывались на заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве.
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
Негативный контекст антироссийских санкций косвенно сказывается на Беларуси и Казахстане. Памятуя о чувствительных ударах кризиса 1998 года, который привел к обвалу курса рубля, а за ним – тенге и зайчика – Минск и Астана прорабатывают пути страховки экономических рисков.
С учетом неустойчивой ситуации на валютном рынке Украины, любые трудности крупных российских компаний могут привести к падению курса гривны, снижению реального дохода граждан. Но главное – сократится количество рабочих мест и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Приметой нашего времени стала «дипломатия трубопроводов» и борьба инвесторов за месторождения углеводородов. Растущее промышленное производство КНР требует все больших объемов энергии и сырья, так что Пекин активно включился в передел ресурсов мира.