Украинский кризис называют самым крупным на постсоветском пространстве со времен распада СССР. Россия пытается найти компромисс с Западом по украинскому вопросу. Однако сделать это непросто - компромисс возможен при условии учета Западом интересов Москвы.
Москва не ищет обострения. Россия устами министра иностранных дел Сергея Лаврова и президента Владимира Путина демонстрирует готовность договариваться. И хотя России удалось гарантировать дальнейшее присутствие своего военно-морского флота в Крыму, экономические и политические интересы Москвы на Украине продолжают быть под угрозой. Важнейшие среди них – внеблоковый статус Украины, беспрепятственный транзит энергоресурсов через ее территорию, сохранение производственной кооперации в военно-промышленном комплексе и в машиностроении, неприкосновенность прав русского и русскоязычного населения.
Однако Запад не склонен замечать российских интересов, и рассматривает ситуацию исключительно с точки зрения перспектив евро-атлантической интеграции Украины. Это заставляет Москву полагать, что и впредь Брюссель и Вашингтон не будут учитывать мнение России. Почва для диалога сокращается.
Решившись на активные действия в Крыму, Россия продемонстрировала, что готова защищать свои национальные интересы и не собирается в одиночку следовать нормам международного права. Фактически Россия сломала существующее табу на нарушение международного права странами Незапада. Вероятно, поэтому ее действия получили поддержку ряда развивающихся государств, которые устали от двойных стандартов в международной политике. Голосование на Генеральной Ассамблее ООН по Крыму показало, что около половины членов Ассамблеи отказались осудить действия России. «Что посеешь, то и пожнешь», - охарактеризовал действия Москвы глава российского МИД Сергей Лавров.
Весьма вероятно, что сложившийся статус-кво принят Западом. Не случайно все меньше западных лидеров говорят о том, что Россия обязана вернуть Крым Украине - они смирились с пересечением Москвой этой «красной линии» и установили новую. От России требуют «не эскалировать ситуацию», то есть не вводить войска в восточные области Украины. Москву подобное требование устраивает - Россия не хочет отторгать восточные регионы Украины, поскольку в этом случае получит у своих юго-западных границ враждебное государство. Именно поэтому Россия сосредоточила усилия на продвижении идеи федерализации Украины в ее нынешних границах - в этом случае восточные регионы страны продолжат уравновешивать западные, и станут гарантией того, что Украина сохранит свой внеблоковый статус.
Проблема в том, что эскалация ситуации может произойти без участия Москвы. Уставшие от игнорирования со стороны официального Киева, активисты Донецка, Харькова и Луганска фактически подняли в своих областях восстания. Захватываются здания областных и городских администраций и силовых структур, люди строят баррикады и готовы с оружием в руках защищать свои права. В свою очередь, Киев отказался от переговоров, приравняв сторонников федерации к террористам, и заявил о проведении «антитеррористической операции». Первый этап операции окончился провалом - собранные, по словам министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, подразделения со всей страны не смогли взять штурмом небольшой город Славянск в Донецкой области. Однако если спецоперация приобретет более широкий размах, в ней будут участвовать народные ополченцы. Арсен Аваков уже заявил, что готов выдать оружие всем желающим наводить порядок на Востоке страны. Если это приведет к значительному количеству пострадавших, то Россия будет вынуждена вмешаться и ввести войска на юго-восток Украины для стабилизации ситуации у своих границ. В этой ситуации итоги переговоров с Западом обнуляться.
Если же власть в Киеве займет прагматичную позицию, то Москва, Вашингтон и Брюссель не только получат возможность достичь определенного компромисса по политическим вопросам, но смогут перейти на новую стадию переговоров. В частности, откроется путь для решений по спасению украинской экономики. В этом процессе у Москвы будет ведущая роль. При этом Россия дает понять, что она не станет оказывать помощь Украине в одиночку и безвозмездно. Москва требует учета своих интересов.
События вокруг Украины позволяют говорить об «украинском вопросе» по аналогии с подобными «вопросами», возникавшими в Европе в прошлом – Балканским, Восточным – узлами политических и прочих противоречий, которые в течение долгого времени определяли международный порядок. В украинском вопросе сплелись проблемы российско-американских отношений и противоречия по поводу европейской системы безопасности.
В Пекине прошел международный форум «Один пояс – один путь», призванный продемонстрировать растущее влияние модели развития современного Китая, глобальный характер предлагаемой им стратегии сотрудничества. Стратегия КНР состоит в выстраивании двусторонних отношений с отдельными странами в разных регионах мира, в зависимости от их значимости для развития китайской экономики.
Russia Direct встретилась с профессорами политологии Андреем Сушенцовым и Андреем Безруковым из Московского государственного института международных отношений (Университет МГИМО), чтобы обсудить текущие и будущие конфликты, с которыми России предстоит столкнуться, а также о том, как Россия и мир могут решить глобальные проблемы вместе.
Диалог остро необходим, чтобы начать преодолевать дефицит доверия и доброй воли среди обычных граждан по всей Европе и особенно в восточной ее части, где россияне, украинцы, поляки, жители балтийских государств и другие народы воскрешают риторику и образы, взятые с самых черных страниц своей общей истории.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.