Российско-американские соглашения по Сирии, достигнутые в ходе напряженных переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова, в полном соответствие с прогнозами скептиков не выдержали проверку временем и логикой продолжающегося в арабской республике конфликта. 3 октября США заявили о приостановке своего участия в двусторонних каналах связи с Россией, которые были созданы для поддержания режима прекращения боевых действий в Сирии. Москва, в свою очередь, объявила 4 октября о выходе из соглашения об утилизации оружейного плутония и разместила в Сирии комплекс С-300ВМ, способный перехватывать самолеты и ракеты, используемые в армии США.
Переговоры глав внешнеполитических ведомств России и США в Женеве оставляли определенные надежды на сохранение в Сирии статуса-кво при обоюдно жесткой риторике хотя бы до завершения американских президентских выборов. Преемник Барака Обамы получал запутанный узел проблем на Ближнем Востоке, однако позиции для поиска нового компромисса оставались небезнадежными. Теперь ситуация выглядит однозначно тупиковой. Градус полемики между Москвой и Вашингтоном, в ходе которой раздаются прямые угрозы и оскорбления, угрожающе высок.
В значительной степени ответственность за провал соглашений лежит на администрации Обамы, которая предпочла следовать в кризисной ситуации наиболее простому сценарию, переложив вину на Россию. Как отметил аналитик агентства «Внешняя политика» Геворг Мирзаян:
«Теоретически никакой трагедии в произошедшем нет. Решение Вашингтона было абсолютно логичным и даже необходимым с точки зрения того выбора, который Обама сделал после ударов американской авиации по Дейр-эз-Зору. Обама мог сразу извиниться и признать ошибку, затем разобравшись с теми представителями американской власти, которые целенаправленно подставили его с этим ударом. Однако президент, как обычно, оказался не готов к принятию жёсткого, но нужного решения».
Вместо неприятного разговора с руководством Пентагона и ЦРУ, которые торпедировали достигнутые в Женеве договоренности, администрация Обамы задействовала рычаги международного давления на Москву. На заседании Совбеза ООН Саманта Пауэр в ультимативном тоне обвинила Россию в обстреле мирных жителей в Сирии, запустив очередной виток взаимных упрёков и ответных мер. В результате сложные переговоры Керри и Лаврова теперь выглядят едва ли не как образец конструктивного взаимодействия России и США по сирийскому вопросу.
Так или иначе, надежды на заморозку российско-американских противоречий в Сирии до президентских выборов в США можно считать окончательно похороненными. Независимо от того, кто займет Белый дом после Обамы, стартовые позиции для возобновления продуктивного диалога с Москвой будут характеризоваться недоверием и дефицитом понимания. Впрочем, Владимир Путин в своем законопроекте по приостонавлению действия соглашения по утилизации плутония довольно четко обозначил список требований к будущему американскому лидеру: отмена закона Сергея Магницкого, отмена всех санкций, а также компенсация экономических потерь от них.
22 апреля 2015 года Лукашенко посетил с рабочим визитом Грузию. Это была первая поездка белорусского руководителя в Тбилиси, хотя еще в бытность президентом Михаила Саакашвили такая возможность обсуждалась. В ходе своей тбилисской пресс-конференции он призывал Москву и Тбилиси «начать поиск путей для нормализации грузино-российских отношений и для того, чтобы как-то помягче выстраивать отношения между двумя странами».
На прошедшей неделе одним из центральных событий внешней политики США стал визит Президента США на Кубу, который символизировал историческую нормализацию американо-кубинских отношений, однако не снял целый ряд традиционных спорных вопросов между Вашингтоном и Гаваной. Теракты в Брюсселе вновь стимулировали дебаты касательно мер безопасности во избежание подобных событий в США, но прийти к консенсусу касательно политики в отношении американских мусульман по-прежнему не удается. Подписанное соглашение об усилении сотрудничества в сфере обороны между США и Филиппинами вызвало ожидаемо острую реакцию со стороны Китая.
Полагаю, что геополитическая доктрина Джорджа Фридмана так же упрощает международную реальность, как и идеи либерального американского мэйнстрима. Признание реальности существующего баланса сил, стремление к сохранению стабильности и опора на международное право — вот рецепт реалистической политики, который пока не дается США.
На прошедшей неделе в центре внимания были активизация военной операции России против ИГИЛ, перенос местных выборов в ДНР и ЛНР, а также ухудшение отношений между Москвой и Анкарой.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.