Сирийский конфликт выходит из под контроля международного сообщества. Как мы отмечали ранее, переговоры в формате Женева-2 не привели к осязаемым результатам в силу разрозненности в рядах оппозиции, нежелания учитывать мнение Дамаска и отсутствия на переговорах представителей Ирана. Стагнация в вопросе о дорожной карте мирного процесса в Сирии привела к эскалации конфликта на фоне дальнейшего расслоения оппозиции и увеличения числа участников боевых действий на сирийской территории.
Логичным итогом этого развития события и фактическим признанием бессилия международных посредников стала отставка Лахдара Брахими 13 мая 2014 года. Генсек ООН Пан Ги Мун прокомментировал ее как «поражение для всех нас». Сам Брахими в интервью заявил, что расстроен тем, что покидает свой пост и оставляет Сирию в таком плачевном состоянии. И хотя совместная миссия ООН и Лиги арабских государства по Сирии потерпела поражение, необходимо обратить внимание на условия, в которых пришлось действовать Брахими и его команде.
Женева-2 была «сорвана» до начала переговоров из-за отсутствия действительных представителей оппозиционных сил, которые могли бы вести диалог от имени всей оппозиции и гарантировать исполнение договоренностей в случае их достижения, а также Ирана как ключевого регионального игрока и главного союзника режима Башара Асада в регионе. Ответственность за это лежит на сторонниках свержения президента Асада – США, Франции и Великобритании, а также Саудовской Аравии и Катаре. Именно государства Залива оказали давление на своих международных партнеров и ООН, в результате чего Иран был исключен из списка участников Женевы-2 за несколько дней до начала переговоров.
Политика Саудовской Аравии и Катара, стремящихся к лидерству в регионе, стала катализатором раскола в рядах оппозиционных сил. При этом крупнейшие западные игроки снова продемонстрировали черно-белое восприятие проблемы. В понимании Парижа, Лондона и Вашингтона конечной целью переговоров должно было стать устранение от власти Башара Асада. Поэтому они пошли на поводу у стран Персидского залива и допустили приток в Сирию боевиков со всего региона. В результате всех этих усилий на конец зимы 2014 года у Брахими и других международных посредников не осталось рычагов давления на оппозицию ввиду ее разрозненности и зависимости от спонсоров. Отставка Лахдара Брахими - это не только свидетельство беспомощности ООН в сирийском вопросе, но даже в большей степени свидетельство того, как крупные региональные игроки способны негативно влиять на развитие международного конфликта. Отказ от компромисса и диалога по Сирии в пользу частных интересов неизбежно приведет к эскалации конфликта.
Лахдар Брахими – опытный международный дипломат, знаток региона и едва ли не единственный кандидат на пост спецпредставителя ООН/ЛАГ по Сирии. Он оставляет конфликт в худший для его развития период. Среди возможных преемников Брахими называют бывшего премьер-министра Австралии Кевина Радда, британского дипломата Майкла Вильямса и бывшего генсека НАТО Хавьера Солану – фигуры авторитетные, однако далекие от ближневосточных проблем и не имеющие достаточного веса в регионе. При этом новый посредник будет представлять только ООН. Таким образом, вместо вовлечения основных региональных игроков и «арабской улицы» в процесс решения сирийского конфликта наблюдается попытка ООН дистанцироваться от ЛАГ. В конечном итоге это ослабит позиции спецпредставителя. Нельзя полагать, что вопрос удастся решить без участия всех сторон, включая Саудовскую Аравию, Катар, Турцию, Иран, представителей сирийских курдов и др.
В последние месяцы войска Башара Асада одержали несколько важных побед. 8 мая от боевиков удалось освободить Хомс. На начало июня 2014 года в Сирии намечены президентские выборы и в случае победы Асада, который снова выставляет свою кандидатуру, он и его сторонники обретут дополнительную легитимность. Такое развитие событий не входит в планы «Друзей Сирии» - сторонников сирийской оппозиции. Очередная встреча этой группы состоится 15 мая в Лондоне. Помимо ухода в отставку Брахими этой встрече предшествовал визит министра иностранных дел Лорана Фабиуса в Вашингтон 13 мая. На пресс-конференции Фабиус заявил, что Франция сожалеет, что США так и не приняли решения начать военную операцию в Сирии. Лоран Фабиус снова возложил всю вину за использование химического оружия в Сирии на режим Асада, отметив, что с октября 2013 г. правительственные войска как минимум 14 раз применили химическое оружие, включая хлорин, на территории страны.
Очередная встреча «Друзей Сирии» совпадает с началом нового этапа международных усилий по урегулированию сирийского кризиса. По мнению спонсоров оппозиции, лондонская встреча должна ознаменовать этот новый этап. Успехи правительственных сил в Сирии, усиление раскола в рядах повстанцев и последние международные события, связанные с конфликтом в Сирии, дают основания ожидать не только агрессивной анти-асадовской позиции от участников встречи в Лондоне, но и принятия конкретных шагов по изменению статус-кво в пользу оппозиции.
16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, в ходе которого лидеры 27 входящих в Европейский союз стран искали выход из сложившегося системного кризиса проекта объединенной Европы. Переговоры не смогли разрешить сохраняющиеся противоречия между евроскептиками из стран Вышеградской группы и оптимистами из Брюсселя. России стоит извлечь уроки из европейского кризиса и не повторять чужих ошибок в работе с Евразийским союзом.
Саммит в Риге показал, что страны ЕС и их восточные партнеры уже не могут дать консолидированный ответ на целый ряд вопросов. Это касается не только туманных перспектив европейской интеграции шести стран-участников «Восточного партнерства», но и украинского кризиса. Различное видение путей преодоления проблем подчеркивает как противоречия между сторонами, так и их сомнения в целесообразности политики «Восточного партнерства» в принципе.
Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.
Для моралистов идеал — справедливость. Для прагматиков — мир и безопасность. В ходе конфликта для многих постепенно становится очевидно, что справедливость можно отложить на потом, а сейчас главное безопасность. Наступил ли этот момент в украинском кризисе?