Активность исламских радикалов на Северном Кавказе и теракты в Волгограде декабре 2013 года выносят проблемы охраны Олимпийских игр в Сочи на первый план.
ПРЕМИУМ
10 февраля 2014 | 17:00

Оценка системы безопасности Олимпиады в Сочи

Оценка системы безопасности Олимпиады в Сочи
Важным фактором проведения Олимпийских игр является обеспечение безопасности их участников. Актуальной эта проблема стала после захвата спортсменов в заложники в ходе Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Стало очевидным, что террористические организации в большинстве случаев не уважают традиционное «олимпийское перемирие». Активность исламских радикалов на Северном Кавказе и теракты в Волгограде декабре 2013 года выносят проблемы охраны Олимпийских игр в Сочи на первый план.

География Олимпиады как естественная защита 
Объединение Сочи с Северным Кавказом в контексте безопасности Олимпиады - во многом искусственное. Сочи не принадлежит Северному Кавказу ни географически, ни политически, ни демографически, ни экономически. При взгляде на карту кажется, что город расположен географически близко к точкам напряженности на Северном Кавказе, однако это впечатление обманчивое. Дорога от Майкопа до Туапсе идет через перевал и занимает не менее четырех часов езды на автомобиле в теплое время года. От Туапсе до региона проведения Олимпиады сто километров. Из горной части Карачаево-Черкесии в Сочи нет дороги. Преодоление высокогорных перевалов в теплое время года требует помощи проводников и хотя бы минимальных навыков передвижения в горах. Зимой они практически непроходимы. В этом смысле Сочи изолирован от Северного Кавказа. Ни горная часть Карачаево-Черкесии, ни Адыгея не относятся к числу территорий, где проблема терроризма актуальна в настоящее время.

Сочи входит в состав Краснодарского края, но всегда занимал в нем особое место. В отличие от “Кубани”, особенно внутренних сельских районов края, Сочи - это современный космополитичный, динамичный мегаполис. Результаты выборов в Сочи традиционно отличаются от результатов выборов в регионе, сдвигаясь скорее к электоральным моделям, которые демонстрирует Москва и другие города-миллионники. Сочи многонационален, однако “этнические мусульмане”, в отличие от многих республик Северного Кавказа, не составляют в нем большинство. Коренные жители Сочи - немногочисленные ныне шапсуги - никогда не были ревностными мусульманами и до сих пор сохраняют элементы доисламских верований. На двенадцать шапсугских сел приходится всего одна небольшая мечеть (аул Тхагапш), построенная еще в начале XX в. и недавно восстановленная. Планируется строительство новой мечети в селе Большой Кичмай. Причем жители Большого Кичмая отвергли планы ее строительства в центре села, и мечеть будет построена на его окраине. Некоторой “исламизации” Сочи содействовала олимпийская стройка, в которой принимали участие рабочие из мусульманских республик Северного Кавказа. Однако этот фактор ослабит свое действие после завершения стройки.

Хотя Сочи получил значительные инвестиции из федерального бюджета в последние годы, его экономическая модель имеет мало общего с экономической моделью, привычной для Северного Кавказа. Город обладает динамичной экономикой, собственными возможностями для роста и развития. Он может существовать без дотаций, в отличие от республик. Все эти отличия заставляют думать, что Сочи не может стать территорией зарождения и распространения экстремистских политических учений и терроризма.

Международные оценки безопасности игр
В обеспечении безопасности зимней Олимпиады 2014 году примут участие до 100 тысяч военных, сотрудников полиции и спецслужб. Не все из них – «силовики» в привычном смысле слова. Так, МЧС России направило в Сочи 23 тысячи своих сотрудников.

Меры безопасности в Сочи получили достаточно высокую оценку иностранных наблюдателей. Глава комитета по национальной безопасности Конгресса США Майкл Маккол, посетивший олимпийские объекты заявил, что «уровень обеспечения безопасности очень высокий», причем большинство принимаемых мер невидно простым гражданам и не нарушает атмосферу игр. Большую надежду внушает и то, что с Россией в вопросах безопасности интенсивно сотрудничают иностранные государства, несмотря на определенные политические противоречия, возникшие в 2013 году. В Сочи будет командировано множество представителей спецслужб США и Европы, в том числе не менее 20 агентов ФБР.

По имеющимся данным, России удалось даже установить диалог со специальными службами Грузии, несмотря на то, что дипломатические отношения между странами так и не были восстановлены после войны 2008 года. Москва и Тбилиси достигли соглашения о совместном обеспечении безопасности в регионе в период Олимпийских игр и наладили информационный обмен.

Впрочем, на этом фоне сохраняется определенная недружественная России политическая активность в публичном пространстве. Причем в ряде случаев ее осуществляют не только СМИ или антироссийские настроенные объединения. Так власти Великобритании и Франции выпустили для своих граждан памятки, пугающие желающих посетить Олимпийские игры, высоким уровнем преступности, насилием на межнациональной почве, полицейским преследованием сексуальных меньшинств.

Причем эти предупреждения отражают скорей бытовые стереотипы, формируемые западной прессой, а не реальные риски для иностранцев в Сочи. Уровень преступлений на национальной почве в России – в несколько раз ниже, чем уровень аналогичных деяний в Великобритании и США. А инциденты, связанные с неприятием сексуальных меньшинств, не достигали в России за всю новейшую историю такого уровня, как это было во Франции после принятия закона об однополых браках в мае 2013 года.

Угроза терактов в Сочи и меры противодействия
Гораздо более реальными для Олимпиады в Сочи является риск осуществления террористических актов со стороны экстремистов. Российским властям удалось провести без происшествий прошлогоднюю Универсиаду в Казани, хотя ранее в Татарстане были созданы ячейки террористического подполья, в частности, группировки «Джамаат Булгар». Однако полностью исключить возможность терактов в тот или иной момент не представляется возможным.

Иракская группировка «Ансар Аль-Сунна», ранее заявлявшая о своей причастности к терактам в Волгограде, уже выступила с угрозами проведения аналогичных терактов в период Олимпиады. Аналогичные заявления были и со стороны группировки «Имарат Кавказ». Конечно, эти публичные акты отражают в первую очередь желание террористов напомнить о себе, однако нельзя исключить и попыток воплотить заявленное в жизнь.  

Для ликвидации этих угроз российскими спецслужбами предпринимается ряд мер. Прежде всего, это создание «линии обороны» в самом Краснодарском крае, проведение массовых контрольных мероприятий непосредственно в регионе с целью поиска потенциальных террористов. Кроме того, на Северном Кавказе проведена серия операций по поиску баз боевиков в Ингушетии, Дагестане и других регионах. Операции должны были лишить террористическое подполье «тыла» для проведения терактов против объектов в Сочи. 

Эти меры оказались эффективными. По данным статистики, число жертв терактов на Северном Кавказе сократилось в 2013 году почти на 20%. Тенденция к сокращению уровня террористические активности наблюдалась в течение всех последних лет. Это позволяет оценивать степень способности исламистов нанести удар по инфраструктуре Сочи как низкую. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 июля 2015 | 04:59

Дайджест внешней политики США за неделю (26 июня - 2 июля)

Важным событием прошедшей недели стало представление новой военной стратегии США, в которой закрепились наметившиеся изменения в восприятии Вашингтоном своего положения в мире. Кроме того, новые шаги были предприняты США на латиноамериканском направлении внешней политики: произошел визит президента Бразилии, а также было объявлено о возобновлении работы американского и кубинского посольств на территории друг друга. Параллельно с этим были опубликованы письма электронной почты бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, в том числе раскрывающие роль США некоторых событиях 2009 года.

20 марта 2014 | 17:02

Российско-турецкое сближение и его международные последствия

С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.

8 сентября 2017 | 21:59

Дайджест внешней политики США (1 - 7 сентября)

Новые испытания (предположительно) водородной бомбы КНДР не привели к существенным изменениям подхода Вашингтона. Обмен выпадами в рамках процесса «достижения дипломатического паритета» приобретает инерционный характер и грозит свести этот паритет до нуля. Руководство республиканской партии было застигнуто врасплох неожиданно проявившей себя способностью Трампа «заключать сделки» с политическими оппонентами.

5 марта 2015 | 15:57

Внешнеполитические ресурсы Нагорно-Карабахской Республики

Де-факто государственность Нагорно-Карабахской Республики опирается на совокупность политических, социально-экономических и дипломатических ресурсов. Благодаря собственным дипломатическим усилиям и армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика постепенно становится частью международного сообщества.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова