Гор Алексанян
Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении.
ПРЕМИУМ
16 мая 2014 | 22:59

Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана

Отношения Армении с Исламской Республикой Иран носят дружественный и нередко союзнический характер. Иран стал одним из первых государств, признавших независимость Армении после распада СССР в 1992 году. 

В своем роде армяно-иранские отношения гарантируют национальную безопасность Армении, которая находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Как показала «пятидневная война» 2008 года, транзитный путь в Россию через территорию Грузии ненадежен. На этом фоне общая граница Армении с Ираном всегда была открытой и никогда не создавала угроз.  

Опорной точкой и залогом успеха двухсторонних отношений является позиция Тегерана в карабахском конфликте. В начале 1990-х годов в разгар карабахской войны единственным выходом Армении во внешний мир был полуразрушенный мост через приграничную с ИРИ реку (граница с Грузией оставалась закрытой из-за войны в Абхазии). Этот наземный путь, часто называемый «дорогой жизни», сыграл важную роль в исходе карабахской войны. По сути, Иран отказался поддержать блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, пойдя на значительное ухудшение отношений с ними. 

Несмотря на давление иранской общественности, особенно значительной азербайджанской диаспоры в Иране, руководство страны заняло нейтральную позицию и стремилось стать посредником в урегулировании карабахского конфликта. Иран не оставлял попыток найти способ разрешения конфликта вплоть до 1997 года, когда была сформирована Минская группа ОБСЕ, которая стала основным механизмом урегулирования противоречий между Арменией и Азербайджаном.

В настоящее время Иран выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Однако в Армении полагают, что, несмотря на поддержку Ираном территориальной целостности Азербайджана на голосованиях в ООН, Тегеран негласно на стороне Еревана в карабахском конфликте из-за территориальных претензий Баку к Ирану в отношении так называемого «южного Азербайджана».

Иран – единственная из соседних стран, с которой у Армении нет гласных или негласных противоречий. Первым толчком для налаживания экономических связей между странами стало открытие автомобильного моста через приграничную реку Аракс в 1996 году. Рубежным событием стало открытие газопровода Иран-Армения в марте 2007 года. Значительно укрепила торгово-экономические связи серия совместных энергетических проектов, таких как строительство третьей высоковольтной линии электропередач Иран-Армения и Мегринской ГЭС на реке Аракс. 

Поставки энергоресурсов в Армению и связанные с ними стратегические преимущества в армянской политике стали полем конкуренции между Ираном и Россией. В 2008 году Иран, взамен на подачу электроэнергии, начал поставки природного газа в Армению. Эти поставки не вышли за рамки бартерной схемы обмена из-за дороговизны иранского газа и монополии российских интересов в экономике Армении. Впоследствии эта ситуация была закреплена российско-армянской договоренностью. В ходе визита президента России Владимира Путина в Армению в декабре 2013 года, было достигнуто соглашение, по которому в обмен на скидку на газ и в счет накопленного долга «Газпром» стал единственным собственником армянской газотранспортной системы. Армения также обязалась поставлять альтернативный газ только через принадлежащую «Газпрому» инфраструктуру. И хотя посол ИРИ в Армении Мухаммад Реиси неоднократно уверял, что Иран способен обеспечить поставки газа в Армению по ценам ниже российских, Тегеран не смог подтвердить своих намерений делом. Очевидно, что Россия будет стремиться сохранить свою энергетическую монополию и препятствовать увеличению поставок иранского газа в Армению. Однако в перспективе не исключены совместные российско-иранские инициативы по поставкам иранского газа и нефти в Европу с использованием российской трубопроводной сети через Армению или Азербайджан.

Главным инфраструктурным проектом в регионе остается соединение железнодорожных путей Армении и Ирана. Для строительства нового полотна требуется 1,8 млрд. долларов, из которых 1,4 млрд. долларов готов предоставить Иран, а оставшуюся часть средств - Китай и Азиатский Банк Развития. Одним из двигателей проекта являются также «Российские железные дороги», которые владеют армянской железнодорожной сетью. Возобновление транскавказского сообщения и выход в Иран входит в число главных приоритетов российской компании. Реализации проекта мешают международные санкции против Ирана и отсутствие прогресса в возобновлении ж/д перевозок через территорию Абхазии. 

Несмотря на отсутствие ж/д сообщения и финансовые санкции, товарооборот между Ираном и Арменией растет с каждым годом. В 2013 году он перешел рубеж в 380 млн. долл. 90% из этого объёма приходится на иранский экспорт в Армению. 

Исторически сложившиеся культурные отношения между двумя странами процветают. В Иране действуют около 40 армянских церквей; реставрация армянских христианских храмов и памятников осуществляется за счет государственного бюджета мусульманского Ирана. Тем самым Тегеран признает существование армянского культурного наследия на своей территории. 

В Иране проживает примерно 150 тыс. армян, которые интегрированы в социально-общественную жизнь страны и не испытывают притеснений со стороны мусульман. В Армении, в свою очередь, проживают 20 тыс. иранцев. Многие граждане Ирана приезжают в Ереван, чтобы посетить Голубую мечеть и отпраздновать Новруз в Армении. В Ереване проходят концерты запрещенных в Иране музыкантов, которые собирают аншлаги.

Перспективы экономического благополучия Армении зависят от реализации двух масштабных инфраструктурных проектов – возобновления железнодорожного сообщения по маршруту Россия-Абхазия-Грузия-Армения с выходом в Иран и начало транзитных поставок иранских энергоресурсов в Россию через территорию Армении. Препятствием на пути обоих являются внерегиональные факторы – экономические санкции против Ирана и российско-грузинские разногласия по вопросу о транскавказской железной дороге. Указанные проекты являются стратегическими целями российской политики в регионе до 2020 года.   

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Энергетика»

9 декабря 2015 | 19:04

Дайджест внешней политики России за неделю (30 ноября-7 декабря)

На прошедшей недели состоялись сразу несколько крупных международных саммитов. Первый из них прошел в Париже и помимо вопросов изменений климата в центре внимания оказались наиболее острые вопросы современной политики. Второй была встреча министров иностранных дел ОБСЕ в ходе которой состоялся ряд двусторонних встреч. Но всё же в центре внимания на этой неделе в самой России было послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором, согласно традиции, были сделаны важные заявления по вопросам внешней политики страны.

24 августа 2016 | 19:59

Победа «Грузинской мечты» на выборах в Грузии приемлема для России

В октябре этого года в Грузии пройдут очередные парламентские выборы. Главное противостояние развернется между правящей партией "Грузинская мечта" и оппозиционным  "Единым национальным движением" («ЕНД»). При отсутствии влиятельных пророссийских сил в политическом пространстве Грузии, Россию устроит победа предсказуемой "Мечты".

29 января 2015 | 10:23

Кандидаты республиканцев на президентских выборах 2016: Марко Рубио

Марко Рубио долгое время поддерживал тесные контакты с чайной партией, с лидерами которой у Бейнера открытый конфликт. Когда сенатор Боб Коркер привлек его в комитет по международным делам, Рубио постепенно начал сжигать мосты с чайной партией и придерживаться общей линии Республиканцев. Его активность, молодость и политическая хватка все же заставили Бейнера сказать, что «Рубио – выдающийся политик, стремящийся изменить Америку к лучшему».

15 ноября 2014 | 20:36

Конституционный суд ограничил внешнеполитические перспективы Молдовы

Фракция Коммунистической партии в молдавском парламенте направила в Конституционный суд страны запрос о конституционности заключения Соглашения об ассоциации с ЕС. Опубликованные недавно выводы и решение суда имеют не только правовые, но внешнеполитические последствия. В документах, которые по действующему законодательству нельзя оспорить, содержится прямое указание на вектор внешнеполитической ориентации.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова